нем. М., 1913; Булгаков С. Очерки по истории экономических учений. М., 1918, с.122 сл.
60 Лк 12,14.
61 1 Енох 84,2; 90,30; 92,4; 103,1; Вознесение Моисея, 10,1-10. См.: прот.Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, с.418 сл.
62 Мф 5,3-12. Как было уже сказано выше, идея “духовной нищеты” восходит к Ветхому Завету, где слова анавим и эбионим (бедняки) были часто синонимами праведников, возложивших все упование на Бога. Само выражение “нищие духом” впервые встречается в кумранских текстах (Свиток Войны, 14,7). См.: Gelin F. Les pauvres de Yahvй. Paris, 1953, p.92-97.
63 . Лк 17,20-21. Другой перевод - “среди вас”. В учении пророков о Царстве Божием есть также два аспекта. С одной стороны, оно ожидается в грядущем (Соф 3,15; Мих 4,1-4; Ис 2,1-4), а с другой - оно пребывает от века (Ис 6,5; Иез 8,19; Пс 92,1; 95,10).
64 Эта сторона евангельского учения тщательно рассмотрена английским экзегетом Чарлзом Доддом. См. его “The Parables of the Kingdom” (London, 1965).
65 Мк 4,26-32; Мф 13,31-33; Лк 13,18-21.
66 Мф 11,12.
67 Мф 7,13-14; Лк 13,23-24.
68 Евангелие от Фомы, 86.
69 Мф 5,30; Мк 9,43-47.
70 Мф 13,44-46.
71 Ис 4,3-4; 10,20, ср.:Рим 9,27; Гал 6,16.
72 Мф 19,28; Лк 22,30; ср.Иак 1,1. По-видимому, 24 старца, сидящие у престола Божия (Откр 4,4), в Апокалипсисе Иоанна обозначают родоначальников ветхозаветной и новозаветной Церкви. Ср.Откр 21,14, где сказано о “двенадцати апостолах Агнца”. В Послании Варнавы об апостолах говорится: “их двенадцать во свидетельство колен Израилевых, которых тоже двенадцать” (8).
73 Лк 10,1 сл. Во время праздника Кущей в храме приносили 70 жертв по числу народов мира.
74 Лк 12,32.
75 Мф 5,13 сл.
76 Мк 9,40; Лк 9,50.
77 Текст из оксирингского папируса см.: Jeremias J. Op.cit., p.95; Мк 9,38-40; Лк 9,49-50.
78 Лк 14,15-24.
79 Мф 13,3-9; Мк 4,1-20; Лк 8,4-15.
80 Мф 7,15 сл.; Лк 6,43-46.
81 Мф 13,24-30.
82 Ин 3,19.
83 Мф 13,47-50.
84 Геенна, или Генном, - овраг у стен Иерусалима, где некогда приносились языческие жертвы. Впоследствии это место превратили в свалку, где постоянно поддерживался огонь. Геенна стала символом нечистоты, истребляемой Богом (1 Енох 27,2,3; Вознесение Моисея, 10,10).
85 Трудность понимания слов Христовых о “муке вечной” связана с тем, что слово “вечность” (олам) в еврейском языке имеет несколько значений. Мнение ряда богословов, согласно которому в грядущем даже зло будет преображено и спасено, вызывало законные возражения (см.: прот.Булгаков С. Невеста Агнца. Париж, 1945, с.493 сл.). Из Писания можно заключить, что зло с наступлением полноты Царства уничтожается, переходит в небытие, которое в Апокалипсисе названо “второй” и последней смертью (20,14). Ее нельзя считать разновидностью существования, ибо истинная “жизнь” пребывает лишь в Боге.
86 Авот, III,2.
87 Мф 18,20.
88 Мф 13,17; Лк 10,24.
89 Мф 11,27-30. В данном контексте слово “иго” может обозначать духовный труд и подвиг. Но в то же время следует отметить, что в еврейском языке это слово нередко соответствовало понятию “учение”, “провозвестие”.
90 Ин 10,9; 14,6.
Глава шестая
1 Chesterton G.K. Everlasting Man. London, 1927, p.238.
2 Ин 12,31.
3 Лк 12,51-52; мф 10,34-36.
4 Лк 12,49-50.
5 Флавий И. Арх. XVIII, 8-9; Иудейская война, II,9,2; Филон. Legatio ad Caium, 38; Лк 13,1.
6 Ин 2,13-22. Говоря о 46 годах, священники имели в виду работы по реконструкции Храма, начатые Иродом Великим за 20 лет до н.э. Синоптические Евангелия относят очищение Храма от торговцев к Страстной неделе, а Ин - к началу служения Христа. Некоторые историки считают, что первые три евангелиста более точны, другие же отдают предпочтение Иоанновой традиции. Однако вполне вероятно, что Христос, защищая святыню, изгонял торгующих два раза.
7 Талмуд, Авот, I,12; Хагига, 1; Шаббат, 10; Бава Камма, 8,7; Сота, 14; Иома, 72. См.: Соловьев Вл. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем. - В кн.: Соловьев Вл. Соч. Т.VI, с.11 сл.
8 Мф 23,3.
9 Мф 13,52.
10 Мк 12,34.
11 Талмуд, Сота, III, 2; V, 7; Берахот, 9.
12 Грец Т. История еврейского народа. Т.4, с.197; Авот, III, 7(8). По словам Иосифа Флавия, фарисеи “отказывались от наслаждений жизни и ни во что ставили удобства” (Арх. XVIII, 1,3).
13 Мф 27,18.
14 Мф 11,16-19; Лк 7,31-34.
15 В самом Талмуде, который в значительной степени есть продукт творчества “таннаев”, наследников фарисейских школ, встречаются резкие выпады против ханжества фарисеев,