его настрой обусловлен тем, что происходит вокруг. Получается замкнутая петля обратной связи: реальность формируется как отражение образа мыслей человека, а образ, в свою очередь, во многом определяется самим отражением.
Человек, стоя перед зеркалом, устремляет на него все свое внимание, не пытаясь взглянуть на себя изнутри. Вот и получается, что главенствующую роль в цепи обратной связи играет не образ, а отражение. Человек находится во власти зеркала, потому что, словно завороженный, смотрит на свою копию. Ему не приходит в голову, что можно изменить сам оригинал. Именно в силу этой зацикленности внимания на отражении мы получаем то, чего активно не желаем.
Обычно негативные переживания всецело владеют вниманием человека. Он озабочен тем, что его не устраивает. Думает о том, чего не хочет, и не хочет того, о чем думает. Вот такой парадокс. Но ведь зеркало не учитывает желание или нежелание человека — оно просто в точности передает содержание образа — не больше не меньше.
Совершенно нелепая ситуация получается. Человек вечно таскает с собой то, чего не приемлет. Не «язык мой — враг мой», а мысли — мои враги. Несмотря на весь абсурд, дело обстоит именно так.
Что происходит, когда человек что-то ненавидит? Он вкладывает в это чувство единство души и разума. Отчетливый образ, безупречно отражаясь в зеркале, заполняет собой весь слой мира. Что ненавидишь, то и получаешь в своей жизни в избытке. В результате человек еще больше раздражается, тем самым увеличивая силу своего чувства. Мысленно он отправляет всех «куда подальше»: «Да пошли вы все!..» А зеркало возвращает этот бумеранг обратно. Ты послал, и тебя послали туда же. Количество неприятностей возрастает? Еще бы! Если стоять перед зеркалом и вопить: «Чтоб ты провалился!» — какое отражение там возникнет? Как ты проваливаешься вместе со своим миром.
Подобным же образом предмет осуждения проникает в слой «обвинителя». Представьте себе такой характерный пример: сердитая пожилая особа взирает на весь мир с укоризной. Она сама — живое воплощение сурового и непогрешимого правосудия — «перед людьми и совестью права». А весь остальной мир повинен держать ответ за то, что не пришелся ей по нраву. Картина сформулирована предельно конкретно и ясно. Смотрясь в зеркало с таким гонором, она создает вокруг себя равнозначную действительность, то есть сплошную несправедливость. Ну а как еще должен реагировать мир? Ее он не осуждает, а себя не оправдывает. Мир с присущим ему свойством становится именно таким, как его представляют.
То же самое происходит в случае неприятия чего-либо. Например, если женщина резко отрицательно относится к потреблению алкоголя, она обречена сталкиваться с этим на каждом шагу. Ей постоянно будет досаждать пьянство в различных проявлениях, вплоть до того, что она выйдет замуж за алкоголика. Чем сильнее отвращение у жены, тем больше пьет муж. Время от времени он может предпринимать попытки завязать с этим делом. Но она так сильно ненавидит пьянство, что буквально смакует свою неприязнь и с остервенением твердит свое: «Да не бросишь ты пить!» И действительно, если муж не имеет твердого намерения, жена, «упертая» в своем неприятии, может внедрить свою мыслеформу в слой его мира.
Склонность к пессимистическим ожиданиям вообще со стороны выглядит малопривлекательно. Настроение типа: «А, все равно ничего не получится!» — подобно садомазох-изму. Пессимист получает извращенное удовлетворение, упиваясь своей тяжкой долей: «Мир так плох, что дальше некуда. Вот и поделом ему и мне вместе с ним!» Такая патологическая привычка находить упоение в негативизме развивается вместе с предрасположенностью к обидам. «Я такой замечательный! А вы не цените! Вот он, верх несправедливости! Все, я обиделся, и не уговаривайте меня! Вот умру, тогда узнаете!» И что в итоге получается? В зеркале не просто отражается, а надежно укрепляется картина фатального неблагополучия. Обиженный сам заказывает неудачный сценарий и потом торжествует: «Ну, что я говорил?!» А зеркало лишь исполняет заказ: «Как изволите!»
С такой же фатальной обреченностью неудачник констатирует свое незавидное положение: «Вся жизнь — сплошной мрак, и впереди никакого просвета не видно». Он изо всех сил не желает такой судьбы и потому всю мысленную энергию пускает на жалобы и стенания. Но что может отразить зеркало, если в образе — сплошное недовольство? Каков образ; «Я недоволен! Я не хочу!» — таково и отражение: «Да, ты недоволен, и ты не хочешь». Опять лишь сам факт — не больше не меньше.
Недовольство собой имеет