она на несколько сантиметров выступала по бокам столбов. Вот тебе и неграмотный ответ,'
Внук Эриксона задумался на несколько минут, а затем воскликнул: 'Никогда в жизни я не думал, что возможен такой ход мысли!' Большинству читателей, вероятно, потребуется даже больше времени, чтобы зрительно представить себе этот 'неграмотный' ответ, или нарисовать две вертикальные черты с горизонтальной линией над ними - символ числа '?'. Эриксон делает еще один намек. Он говорит: 'Каждый охотник желает знать, где сидит фазан'. Таким образом, вместо того, чтобы сказать просто: 'Эта задача требует работы памяти', Эриксон приводит пример с задачей на мнемоническое правило, тоже требующей работы памяти, предоставляя читателю самому устанавливать логические связи.
Камни, которые Эриксон показывал внуку, когда то находились в зобу у динозавра. Они были отполированы в процессе перетирания пищи перед ее попаданием в желудок. Таким образом, внук был прав, когда понял, что камни были отполированы не песком, водой, льдом или руками человека и ему следует подумать о чем-то другом. Ему нужно было выйти за привычный круг мысли, чтобы решить эту загадку. Эриксон говорит своим слушателям и читателям, что им следует выйти за пределы обычного мышления. Загадка с камнями не связана с загадкой с символом числа 'Пи', если не считать того, что обе они являются загадками.
Если читатель еще не установил логической связи, он может попробовать сосчитать число букв в каждом слове английского предложения 'Как мне хочется выпить...'’ Правильно! '?' равно 3,14159265358979...
Как пройти из комнаты в комнату
Я спросил студента: 'Как пройти из этой комнаты в другую? '
Он ответил: 'Сперва нужно встать. Затем сделать шаг...'.
Я остановил его и сказал: 'Назовите все способы, какими можно перейти из одной комната в другую'.
Он сказал: 'Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух, можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно...'.
Я сказал: 'Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьезнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если мне нужно попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Пью Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату. А вы подумали только о движении вперед? И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком'.
Студент добавил: 'Или, разогнавшись, проехаться на животе'.
Как же сильно мы ограничиваем себя в своем мышлении!
Я всегда побеждаю на Олимпийских чемпионатах
Я спросил Эриксона о своем пациенте, концертирующем пианисте. Он боялся, что за клавиатурой у него возникнет неспособность двигаться из-за артрита рук. Реакция Эриксона была следующей: 'Пианист, что бы у него ни произошло с руками, знает музыку. И он знает, как сочинять. Именно это он никогда не должен забывать. Рука может отняться, но он может сочинять, и сочинять лучше, чем прежде. Будучи в инвалидной коляске, я все время побеждаю на Олимпийских чемпионатах'.
Дональд Лоуренс и золотая медаль
Дональд Лоуренс занимался метанием ядра целый год. Тренер колледжа сам возил его каждый день на занятия на своей машине. Дональд был около двух метров ростом и весил килограммов сто двадцать, но у него не было ни грамма жира, и тренер очень надеялся на национальный рекорд в соревновании , между колледжами по метанию ядра. В конце учебного года, когда до соревнований оставалось две недели, Дональд мог метнуть ядро только на семнадцать метров - а это было слишком далеко от рекорда.
Его отец удивлялся. Он привел Дональда ко мне. Я усадил Дональда в кресло и сказал ему войти в транс. Я попросил его поднять руку и научиться чувствовать все мускулы руки, а затем, когда он пришел в следующий раз, я снова ввел его в транс и попросил слушать внимательно. Я спросил его, знает ли он, что долгое время рекорд в забеге на милю составлял четыре минуты и что он простоял многие годы, пока Роджер Бэннистер не побил его. Я спросил, известно ли ему, как Роджер Бэннистер добился этого.
Я сказал: 'Итак, Бэннистер будучи знаком со многими видами спорта понимал, что, например, лыжную гонку можно выиграть, улучшив результат на сотую долю