Е. П. Блаватская

Есть ли душа у животных?

виновного

налагалось тяжелое добавочное наказание.

Но это еще не все. В Исходе покой праздного дня распространялся на скот и

других животных:

«День седьмой — суббота ... не делай в оный никакого дела

ни ты, ни ... скот твой»; (XX, 10); и праздный год «...в седьмой [год] оставляй ее

[землю] лежать в покое ... чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (XXIII, 10, 12),

— эта заповедь, если она что-либо означает, показывает, что даже животные

не были исключены древними евреями из участия в поклонении их божеству, и что

это участие во многих случаях происходило наравне с самим человеком. Многие

вопросы происходят из непонимания, что «душа», нефеш, совершенно

отлична от «духа», руах. И все же ясно утверждается, что «Бог вдохнул в

ноздри (человека) дыхание жизни и человек стал живой душой»,

нефеш, не в большей и не в меньшей степени, чем животное, ибо душа

животного также называется нефеш. И только благодаря развитию

душа становится духом, и оба они являются ступенями,

более низкой и более высокой, одной и той же лестницы, основа которой —

Универсальная Душа, или дух.

Это утверждение испугает тех добрых мужчин и женщин, которые, хотя

многие из них и могут любить своих кошек и собак, все же слишком привержены

учениям своих уважаемых церквей, всегда признающих его ересью.

«Неразумная душа собаки или лягушки божественна и бессмертна так

же, как и наши собственные души?» — безусловно, воскликнут они, но именно

так и обстоит дело. И сказал так — не скромный автор сей статьи, но такой

авторитет для всех добрых христиан, как король проповедников — св. Павел.

Наши оппоненты, которые с таким негодованием отказываются выслушивать

аргументы современной или эзотерической науки, все же могли бы с большей

доброжелательностью прислушаться к тому, что сказали по этому вопросу их

собственные святые и апостолы; кроме того, правильная интерпретация их слов

должна быть дана не теософами и не их оппонентами, но тем, кто был столь же

добрым и набожным христианином, таким как, например, другой святой — Иоанн

Хризостом — тот, кто объяснил и прокомментировал послания Павла, и кто

пользуется высшим уважением у богословов обеих церквей, римско-католической

и протестантской. Христиане уже обнаружили, что экспериментальная наука не

на их стороне; они могли бы быть еще в большей степени неприятно удивлены

обнаружив, что никакой индус не мог бы защищать жизнь животных серьезнее,

чем это делает св. Павел в послании к римлянам. Индус, по существу, призывает

к милосердию к бессловесному животному только исходя из доктрины о

перевоплощении и, следовательно, из сходства принципа, или элемента, который

одушевляет и человека, и животное. Св. Павел идет дальше: он показывает

животное надеящимся и живущим в ожидании такого же

«освобождения от оков разложения», как и любой добрый христианин.

Это ясное выражение великого апостола и философа будет цитироваться в

дальнейшем, и будет показано его истинное значение.

Тот факт, что столь многие толкователи — отцы церкви и средневековые

схоластики — пытались обойти истинное значение слов св. Павла — это

доказательство, направленное не против их внутренней интуиции, но скорее

против уверенности теологов, чья непоследовательность и будет показана в этом

разделе. Но некоторые люди до конца поддерживают их предположения, какими

бы ошибочными они ни были. Другие, осознав свою ранее допущенную ошибку,

как Корнелий Лапид, приносят бедным животным amende honorable

[публичное извинение]. Рассуждая о той области, которая отведена природой

животным в великой драме жизни, он говорит: «Цель всех творений — это

служба человеку. Следовательно, вместе с ним (своим хозяином), они ожидают

своего воскресения» — cum homine renovationem suam

expectant.4 «Служение» человеку конечно не может означать

пытки, убийства, бессмысленные расстрелы и другого рода злодеяния; в то же

время совершенно не нужно объяснять слово «воскресение». Христиане понимают

под ним телесное воскресение после второго пришествия Христа; и ограничивают

его людьми, исключая животных. Изучающие Тайную Доктрину объясняют его

как последующее воскресение и усовершенствование форм на шкале

объективного и субъективного бытия, и в течение длинной серии эволюционных

трансформаций от животного к человеку и выше...

Это положение, конечно, будет снова с негодованием отвергнуто

христианами. Нам будут говорить, что это совсем не то, что объясняет им Библия,

и что это утверждение