виновного
налагалось тяжелое добавочное наказание.
Но это еще не все. В Исходе покой праздного дня распространялся на скот и
других животных:
«День седьмой — суббота ... не делай в оный никакого дела
ни ты, ни ... скот твой»; (XX, 10); и праздный год «...в седьмой [год] оставляй ее
[землю] лежать в покое ... чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (XXIII, 10, 12),
— эта заповедь, если она что-либо означает, показывает, что даже животные
не были исключены древними евреями из участия в поклонении их божеству, и что
это участие во многих случаях происходило наравне с самим человеком. Многие
вопросы происходят из непонимания, что «душа», нефеш, совершенно
отлична от «духа», руах. И все же ясно утверждается, что «Бог вдохнул в
ноздри (человека) дыхание жизни и человек стал живой душой»,
нефеш, не в большей и не в меньшей степени, чем животное, ибо душа
животного также называется нефеш. И только благодаря развитию
душа становится духом, и оба они являются ступенями,
более низкой и более высокой, одной и той же лестницы, основа которой —
Универсальная Душа, или дух.
Это утверждение испугает тех добрых мужчин и женщин, которые, хотя
многие из них и могут любить своих кошек и собак, все же слишком привержены
учениям своих уважаемых церквей, всегда признающих его ересью.
«Неразумная душа собаки или лягушки божественна и бессмертна так
же, как и наши собственные души?» — безусловно, воскликнут они, но именно
так и обстоит дело. И сказал так — не скромный автор сей статьи, но такой
авторитет для всех добрых христиан, как король проповедников — св. Павел.
Наши оппоненты, которые с таким негодованием отказываются выслушивать
аргументы современной или эзотерической науки, все же могли бы с большей
доброжелательностью прислушаться к тому, что сказали по этому вопросу их
собственные святые и апостолы; кроме того, правильная интерпретация их слов
должна быть дана не теософами и не их оппонентами, но тем, кто был столь же
добрым и набожным христианином, таким как, например, другой святой — Иоанн
Хризостом — тот, кто объяснил и прокомментировал послания Павла, и кто
пользуется высшим уважением у богословов обеих церквей, римско-католической
и протестантской. Христиане уже обнаружили, что экспериментальная наука не
на их стороне; они могли бы быть еще в большей степени неприятно удивлены
обнаружив, что никакой индус не мог бы защищать жизнь животных серьезнее,
чем это делает св. Павел в послании к римлянам. Индус, по существу, призывает
к милосердию к бессловесному животному только исходя из доктрины о
перевоплощении и, следовательно, из сходства принципа, или элемента, который
одушевляет и человека, и животное. Св. Павел идет дальше: он показывает
животное надеящимся и живущим в ожидании такого же
«освобождения от оков разложения», как и любой добрый христианин.
Это ясное выражение великого апостола и философа будет цитироваться в
дальнейшем, и будет показано его истинное значение.
Тот факт, что столь многие толкователи — отцы церкви и средневековые
схоластики — пытались обойти истинное значение слов св. Павла — это
доказательство, направленное не против их внутренней интуиции, но скорее
против уверенности теологов, чья непоследовательность и будет показана в этом
разделе. Но некоторые люди до конца поддерживают их предположения, какими
бы ошибочными они ни были. Другие, осознав свою ранее допущенную ошибку,
как Корнелий Лапид, приносят бедным животным amende honorable
[публичное извинение]. Рассуждая о той области, которая отведена природой
животным в великой драме жизни, он говорит: «Цель всех творений — это
служба человеку. Следовательно, вместе с ним (своим хозяином), они ожидают
своего воскресения» — cum homine renovationem suam
expectant.4 «Служение» человеку конечно не может означать
пытки, убийства, бессмысленные расстрелы и другого рода злодеяния; в то же
время совершенно не нужно объяснять слово «воскресение». Христиане понимают
под ним телесное воскресение после второго пришествия Христа; и ограничивают
его людьми, исключая животных. Изучающие Тайную Доктрину объясняют его
как последующее воскресение и усовершенствование форм на шкале
объективного и субъективного бытия, и в течение длинной серии эволюционных
трансформаций от животного к человеку и выше...
Это положение, конечно, будет снова с негодованием отвергнуто
христианами. Нам будут говорить, что это совсем не то, что объясняет им Библия,
и что это утверждение