А. Безант

Мыслеформы (совместно с Ч. Ледбитером)

этом отношении мыслитель находится в таком же положении, как и

оратор. Голос последнего вызывает движение звуковых волн в воздухе,

которые распространяются от него во всех направлениях и доносят его

сообщение до всех оказавшихся в радиусе слышимости, а расстояние, на

которое может проникать его голос, зависит как от его мощности, так и

от ясности произношения. Точно таким же образом, сильная, уверенная мысль

будет перенесена гораздо дальше, чем слабая и нерешительная, но ясность и

определённость её имеют даже б`ольшую важность, чем сила. Также, как и

голос оратора может попасть в невнимательные уши людей, занятых делами

или удовольствиями, так и мощная волна мысли может пронестись, не

подействовав на ум человека, если он уже вовлечён в другую линию

рассуждений.

Надо понять, что излучаемые колебания переносят характер мысли, но не

объект её. Если индус сидит, увлечённый религиозным чувством к Кришне,

то волны чувства, изливаемые им, стимулируют набожность у всех, кто

попадёт под их влияние: у мусульманина — чувства к Аллаху, в то время

как у зороастрийца — к Ахуре Мазде или у христианина — к Иисусу.

Человек, думающий проницательно о каком-либо высоком предмете,

порождает вибрации, которые стремятся возбудить мысли того же уровня в

других, но не предлагают конкретной темы их мыслей. Они просто

действуют с особой энергией на умы, уже привычные к вибрациям такого

характера, в то же время производя некоторое влияние на каждое

ментальное тело, в которое проникают; и у тех, для кого это ещё

не стало обычным, появится склонность к пробуждению способности высшего

мышления. Очевидно поэтому, что всякий человек, думающий о возвышенном,

проводит миссионерскую работу, даже если он этого вовсе не сознаёт.

ФОРМА И ЕЁ ДЕЙСТВИЕ

Давайте обратимся теперь ко второму эффекту, сопровождающему мысль —

созданию определённой формы. Изучающие оккультные науки знакомы с

идеей об элементальной сущности, странной полуразумной жизни, которая

окружает нас со всех сторон, оживляя материи ментального и астрального

планов. Материя, оживлённая таким образом, очень охотно откликается на

влияние человеческой мысли, и любой импульс, посланный из ментального

или астрального тела, незамедлительно заключается во временную

оболочку из этой оживлённой материи. Такая мысль или импульс на время

становится чем-то вроде живого существа, душой которому служит мысленная

сила, а телом — оживлённая материя. Вместо того, чтобы использовать

несколько неуклюжее выражение "астральная или ментальная материя,

одушевлённая монадической сущностью на стадии одного из элементальных

царств", авторы-теософы часто для краткости пишут просто "элементальная

сущность" или "эссенция" и иногда говорят о мыслеформе, как об

"элементале". Может существовать бесконечное разнообразие цветов и

обликов таких элементалов или мыслеформ, поскольку каждая мысль

собирает вокруг себя материю, наиболее подходящую для своего выражения,

и заставляет её вибрировать в гармонии со своими собственными

колебаниями; так что характер мысли определяет её цвет, и изучение его

вариаций и комбинаций — исключительно интересное занятие.

Если чьи-либо мысль или чувство прямо связаны с другим человеком,

результирующая мыслеформа движется к нему и разряжается на его

астральное и ментальное тела. Если же человек думает о себе, или его

мысль основана на личном чувстве, то подавляющее большинство таких

мыслей слоняются вокруг своего создателя и всегда готовы на него

воздействовать, как только он ненадалого войдёт в пассивное состояние.

Например, человек, уступающий нечистым мыслям, может забыть о них,

когда он занят ежедневной рутинной работой, даже если эти мыслеформы

висят вокруг него тяжёлым облаком, поскольку его внимание направлено

на что-то другое и астральное тело невосприимчиво к колебаниям,

отличным от его собственных. Но когда эта вибрация ослабляется и

человек отдыхает после своих трудов, оставляя свой ум свободным от

определённых мыслей, он вполне может ощутить, как грязная вибрация

вновь коварно подкрадывается к нему. Если сознание человека в некоторой

степени пробуждено, он обнаруживает это и кричит, что его искушает дьявол,

но на самом деле то, что кажется искушением — лишь естественная реакция

на его собственные мыслеформы. Каждый человек путешествует через

пространство, заключённый в ящик, созданный им самим, окружённый

массой форм, созданных его привычными мыслями. Он смотрит на мир

сквозь эту среду, и конечно видит всё подкрашенным её преобладающими

цветами,