этом отношении мыслитель находится в таком же положении, как и
оратор. Голос последнего вызывает движение звуковых волн в воздухе,
которые распространяются от него во всех направлениях и доносят его
сообщение до всех оказавшихся в радиусе слышимости, а расстояние, на
которое может проникать его голос, зависит как от его мощности, так и
от ясности произношения. Точно таким же образом, сильная, уверенная мысль
будет перенесена гораздо дальше, чем слабая и нерешительная, но ясность и
определённость её имеют даже б`ольшую важность, чем сила. Также, как и
голос оратора может попасть в невнимательные уши людей, занятых делами
или удовольствиями, так и мощная волна мысли может пронестись, не
подействовав на ум человека, если он уже вовлечён в другую линию
рассуждений.
Надо понять, что излучаемые колебания переносят характер мысли, но не
объект её. Если индус сидит, увлечённый религиозным чувством к Кришне,
то волны чувства, изливаемые им, стимулируют набожность у всех, кто
попадёт под их влияние: у мусульманина — чувства к Аллаху, в то время
как у зороастрийца — к Ахуре Мазде или у христианина — к Иисусу.
Человек, думающий проницательно о каком-либо высоком предмете,
порождает вибрации, которые стремятся возбудить мысли того же уровня в
других, но не предлагают конкретной темы их мыслей. Они просто
действуют с особой энергией на умы, уже привычные к вибрациям такого
характера, в то же время производя некоторое влияние на каждое
ментальное тело, в которое проникают; и у тех, для кого это ещё
не стало обычным, появится склонность к пробуждению способности высшего
мышления. Очевидно поэтому, что всякий человек, думающий о возвышенном,
проводит миссионерскую работу, даже если он этого вовсе не сознаёт.
ФОРМА И ЕЁ ДЕЙСТВИЕ
Давайте обратимся теперь ко второму эффекту, сопровождающему мысль —
созданию определённой формы. Изучающие оккультные науки знакомы с
идеей об элементальной сущности, странной полуразумной жизни, которая
окружает нас со всех сторон, оживляя материи ментального и астрального
планов. Материя, оживлённая таким образом, очень охотно откликается на
влияние человеческой мысли, и любой импульс, посланный из ментального
или астрального тела, незамедлительно заключается во временную
оболочку из этой оживлённой материи. Такая мысль или импульс на время
становится чем-то вроде живого существа, душой которому служит мысленная
сила, а телом — оживлённая материя. Вместо того, чтобы использовать
несколько неуклюжее выражение "астральная или ментальная материя,
одушевлённая монадической сущностью на стадии одного из элементальных
царств", авторы-теософы часто для краткости пишут просто "элементальная
сущность" или "эссенция" и иногда говорят о мыслеформе, как об
"элементале". Может существовать бесконечное разнообразие цветов и
обликов таких элементалов или мыслеформ, поскольку каждая мысль
собирает вокруг себя материю, наиболее подходящую для своего выражения,
и заставляет её вибрировать в гармонии со своими собственными
колебаниями; так что характер мысли определяет её цвет, и изучение его
вариаций и комбинаций — исключительно интересное занятие.
Если чьи-либо мысль или чувство прямо связаны с другим человеком,
результирующая мыслеформа движется к нему и разряжается на его
астральное и ментальное тела. Если же человек думает о себе, или его
мысль основана на личном чувстве, то подавляющее большинство таких
мыслей слоняются вокруг своего создателя и всегда готовы на него
воздействовать, как только он ненадалого войдёт в пассивное состояние.
Например, человек, уступающий нечистым мыслям, может забыть о них,
когда он занят ежедневной рутинной работой, даже если эти мыслеформы
висят вокруг него тяжёлым облаком, поскольку его внимание направлено
на что-то другое и астральное тело невосприимчиво к колебаниям,
отличным от его собственных. Но когда эта вибрация ослабляется и
человек отдыхает после своих трудов, оставляя свой ум свободным от
определённых мыслей, он вполне может ощутить, как грязная вибрация
вновь коварно подкрадывается к нему. Если сознание человека в некоторой
степени пробуждено, он обнаруживает это и кричит, что его искушает дьявол,
но на самом деле то, что кажется искушением — лишь естественная реакция
на его собственные мыслеформы. Каждый человек путешествует через
пространство, заключённый в ящик, созданный им самим, окружённый
массой форм, созданных его привычными мыслями. Он смотрит на мир
сквозь эту среду, и конечно видит всё подкрашенным её преобладающими
цветами,