даваемого знанием, и фундаментальных изменений в
человеческом отношении, произошедших в результате ясного понимания
великих законов природы, управляющих нашей жизнью. Крайне различные во
всех отношениях по цвету, форме и значению, эти две мыслеформы были
увидены одновременно, и они представляют две точки зрения в отношении
того же случая. Они наблюдались на похоронах и показывают чувства,
вызванные в умах двух участников похоронной процессии размышлением о
смерти. Обоих связывали с умершим одинаковые отношения, но в то время
как один пребывал в невежестве относительно сверхфизической жизни,
другой располагал преимуществами теософии. В мыслях первого мы не
видим выражения чего-либо, кроме глубокой депрессии, страха и
эгоизма. Тот факт, что смерть придвинулась так близко, ясно вызвал в
его уме мысль, что в один прекрасный день она может также прийти и к
нему, и предвосхищение этого для него ужасно; но поскольку он не
знает, что же представляет собой то, чего он так боится, облака, в
которых проявлено его чувство, весьма неопределённы. Единственные его
определённые ощущения — это отчаяние и чувство личной утраты, они
показывают себя как регулярные полосы коричнево-серого и
свинцово-серого, в то время как очень любопытный вырост в нижнюю
сторону, на самом деле спускающийся в могилу и облекающий гроб —
выражение сильного эгоистичного желания вернуть умершего в
физическую жизнь.
Весьма освежающим будет переход от этой мрачной картины к на удивление
отличному эффекту, произведённому теми же обстоятельствами в уме
человека, понимающего суть произошедшего. Можно заметить, что у этих
двоих вообще не было ни одной общей эмоции; в предыдущем случае всё было
ужасом и унынием, в то время как в этом случае мы не находим ничего,
кроме самых высоких и прекрасных чувств. В основании мыслеформы
обнаруживаем полное выражение глубокого сочувствия; светло-зелёный
показывает понимание страданий участников похорон и соболезнование им,
а полоса более глубокого зелёного показывает отношение к самому
умершему. Глубокий розовый показывает любовь и к умершему, и к
живущим, в то время как верхняя часть, состоящая из конуса и звёзд,
поднимающихся из него, свидетельствует о чувстве, возникшем при
размышлении о предмете смерти — голубой выражает её религиозный
аспект, в то время как фиолетовый показывает мысль о благородном
идеале и способности ему соответствовать, а золотые звёзды отражают
духовные стремления, которые эти размышления вызывают. Полоса ясного
жёлтого, которая видна в центре этой мыслеформы, весьма значима как
показывающая, что всё отношение человека к ситуации основанно на её
интеллектуальном восприятии. На это также указывает регулярность расположения
цветов и определённость линий разделения между ними.
Сравнение двух иллюстраций, показанных на этом рисунке — это конечно
очень впечатляющее свидетельство ценности знания, даваемого
теософическим учением. Несомненно это знание избавляет от всякого
страха смерти и делает жизнь легче, поскольку мы понимаем её цель и её
конец и осознаём, что смерть — это совершенно естественный инцидент в
её течении, необходимый шаг в нашей эволюции. Нет мрачной
непроницаемой пропасти за могилой, но вместо этого там мир жизни и
света, который может быть известен нам так же ясно, полно и точно,
как этот физический мир, в котором мы живём сейчас. Мы создали мрак и
ужас для себя, подобно детям, запугивающим себя страшными историями, но
стоит нам лишь изучить эти факты, и все эти искусственные облака
рассеются в момент. У нас злое наследство, связанное с этим, так как
мы унаследовали все виды похоронных ужасов от наших праотцов, и
поскольку мы к ним привыкли, то не видим их абсурдности и
чудовищности. Древние были в этом отношении мудрее нас, поскольку
они не ассоциировали со смертью тела всю эту фантасмагорию мрака —
отчасти наверно потому, что их метод избавляться от тела был более
рационален — метод, который не только бесконечно лучше для мертвеца и
более здоров для живущих, но также и свободный от отвратительных
предположений, связанных с медленным угасанием. Они знали гораздо
больше о смерти в те дни, а поскольку знали больше, то меньше оплакивали.
Рис. 35
Встречая друга. Рис. 35 даёт нам пример хорошей, ясно
очерченной и выразительной мыслеформы, где каждый цвет хорошо отделён
от других. Она представляет чувство человека при встрече с другом, с
которым он был долго разлучён. Выпуклая поверхность полумесяца
находится ближе к думающему, а два его конца