человеческого
сознания. Таким образом божественная жизнь проистекает с несравненно
большей полнотой на ментальном плане по сравнению с астральным; а
великолепие ментального уровня непередаваемо превосходится великолепием
буддхического плана. Обычно каждая из этих могучих волн влияния
распространяется по соответствующему ей плану как бы горизонтально, но
не проходит в темноту плана, низшего, чем тот, для которого она
первоначально предназначалась.
Однако существуют условия, при которых благодать и сила, свойственная
высшему плану, может быть в некоторой мере принесена в низший и широко
распространяться там с удивительным эффектом. Это представляется
возможным, только когда на время открывается особый канал, и эта
работа должна быть проделана снизу усилиями человека. Ранее было
объяснено, что всегда, когда мысль или чувство человека эгоистичны,
энергия, которая производит их, движется по замкнутой кривой, и таким
образом неизбежно возвращается и расходуется на своём собственном
уровне. Но когда мысль или чувство абсолютно бескорыстны, энергия
вырывается по открытой кривой, в обычном смысле не возвращаясь, но
обычном понимании, но вырываясь на более высокий план, потому что
только в этих высших условиях, с его дополнительным измерением, она может
найти пространство для своего распространения. Но при этом прорыве
такая мысль или чувство, символически выражаясь, открывает дверь,
соответствующую по размеру её собственному диаметру, таким образом
обеспечивая требуемый канал, по которому божественная сила,
свойственная высшему плану, может проливаться на низший с
изумительными результатами — не только для мыслителя, но и для других.
На рис. 17 сделана попытка выразить это и указать на ту великую истину,
что бесконечный поток высшего типа силы всегда готов и ждёт возможности
пролиться через предоставленный канал, можно сказать, подобно как вода
ждёт возможности течь через первую же открытую трубу.
Результат спускания божественной жизни вызывает приток силы и душевный
подъём у создавшего канал и распространение повсюду вокруг него
наиболее мощного и благотворного влияния. Этот эффект часто называют
ответом на молитву и считают "особым расположением Провидения" вместо
непременного действия великого и непоколебимого божественного закона.
Рис. 16
Самоотречение. Рис. 16 представляет нам ещё одну разновидность
религиозных чувств, производящих изысканную и красивую мыслеформу
типа, совершенно нового для нас — в котором можно с первого взгляда
принять эти грациозные очертания за имитацию живой природы. Например,
рис. 16 несколько напоминает полураскрытый бутон цветка, в то время
как другие формы могут иметь сходство с раковинами, листьями или
очертаниями деревьев. Однако на самом деле они не являются и не могут
быть копиями растительных или животных форм, и представляется вероятным,
что объяснение этого подобия лежит гораздо глубже. Аналогичный и даже
более примечательный факт заключается в том, что некоторые очень
сложные мыслеформы могут быть имитированы действием определённых
механических сил, как было сказано выше. Хотя с нашими теперешними
знаниями было бы немудро пытаться найти решение этой очень захватывающей
проблемы, представленной этим примечательным сходством, представляется
вероятным, что мы уже получаем проблеск с порога великой тайны
— ведь если при помощи определённых мыслей мы производим формы,
которые также создаются и природными процессами, то по меньшей мере мы
можем сделать предположение, что эти силы природы действуют по линиям,
в некотором роде подобным действию этих мыслей. Поскольку сама
вселенная — это могучая мыслеформа, вызванная к существованию
Логосом, вполне может быть, что её малые части — также мыслеформы
меньших существ, занятых такой же работой; таким образом, вероятно, мы
можем продвинуться к пониманию того, что значат три сотни и тридцать
миллионов дэв индусов.
Эта мыслеформа красивейшего светло-лазурного цвета, с великолепием
белого света, сияющего через него, стала поистине испытанием мастерства
для неутомимого художника, упорно работавшего, чтобы схватить её как можно
вернее. Она выражает то, что католики называли бы определённым "деянием
веры", или ещё лучше это назвать актом крайнего бескорыстия и самоотречения.
Интеллект
Рис. 18 и 18а
Смутное умственное удовольствие. Рис. 18 представляет
неопределённое облако такого же порядка, как наблюдаемые на рисунках 8
и 14, но в данном случае жёлтого цвета, вместо малинового или
голубого.