слышим то же самое: "Бейся же без страха, Арджуна, рази!" (XI, 34).
И под самый конец, когда Кришна говорит: "Погрузи свой ум в меня, будь
предан мне, жертвуй мне", всё та же прежняя мысль звучит в вопросе:
"Уничтожено ли твоё неведением рождённое заблуждение?" (XVIII, 65,72),
и результатом всего этого является решимость Арджуны сражаться: "Я
поступлю по слову твоему", — говорит он и бросается в битву.
С первого взгляда всё это кажется очень странным и очень неожиданным.
Ожидается учение йоги, предполагается воспитание истинного йога, а
между тем, при каждом новом рассуждении, при каждой смене аргументов
звучит всё тот же припев: "И потому сражайся", "Восстань и будь готов
к битве!" (II, 37). Вот что приказывает Господь Йоги. Всюду в этом
Писании Йоги мы видим сильное настояние действовать, слышим воззвание
к битве; в битве же заключается самая квинтэссенция деятельности, её
порыв, её натиск, её устремление. И в самом деле, какая деятельность
может быть деятельнее сражения героев на поле битвы? И всё же как раз
здесь, на поле битвы должна быть усвоена йога. Как раз здесь появляется
Йогишвара во всей полноте своей силы и своего великолепия. Не
удивительно, что всё это кажется странным для современного ума, даже
в Индии. Ибо в современной Индии усиленная деятельность и практика йоги
кажутся несовместными. Мне приходилось слышать даже от индусов, что
человек не может быть йогом, если он не живёт отдельно от всех людей в
пещерах, или джунглях, или в пустыне, где-нибудь в уединении в высоких
Гималаях, под священным небом Индии. Я слышала от них такое мнение,
что никто не может стать йогом среди деятельной жизни, среди труда и
старания помогать во всём добром, что происходит в мире; слышала, что
йога означает уединение, безмолвие, бездеятельность. Таковы мысли
многих современных индусов, и нужно отметить тот факт, что в течение
человеческой эволюции между деятельностью, возникающей благодаря
стремлению к предметам мирским, и той благородной, неустанной
деятельностью, которая возникает единственно из стремления содействовать
воле Бога, существует промежуточная ступень, когда деятельность
кажется ненавистной, как принадлежащая миру сему, и когда высший урок
"действие в бездействии" ещё не усвоен учеником.
Но сам Господь Йоги видит йогу в совершенно другом свете: "Кто
деятельно исполняет свой долг, не рассчитывая на плоды своей
деятельности, тот есть йог" (VI, 1). Он идёт даже ещё дальше и
объявляет: "Йога есть искусство в действиях" (II, 50). Таким образом,
в мыслях Господа Йоги, йога соединяется с чем-то совершенно отличным
от современной идеи, по которой необходимо уединяться от людей,
прятаться в пещерах, джунглях, удаляться от населённых мест.
И это уединение имеет своё место и свой смысл в человеческой эволюции.
Это — ступень в развитии человеческой души. Но Йога, как поучает
Господь Йоги, Верховная Йога есть нечто совершенно другое. Отдаваясь
ей, человек пребывает в мире действительности. Творец мира сего есть
воплощение Крийи, деятельности. Брахма, Бог, представляет собою
деятельность и в сущности вся цель существования в физическом мире
есть ни что иное, как развитие праведной деятельности, направленной
праведной мыслью и праведным желанием. Мир полон желательными
предметами, его наполним сам Бог (Ишвара) предметами, которые вызывают
желание; сам Господь скрыт внутри всех вещей, и это придаёт им их
привлекательность, их притягательную силу. Мы сейчас увидим, что нет
ничего во всём мире, в чём бы не заключался Творец этого мира. Он
скрывает себя во всех вещах посредством Майи, и благодаря этому он
вызывает желание в тех частицах, в тех искрах себя самого, которые он
поместил здесь (на земле), чтобы они вырастали из Божественного семени
в полноту Божественного Господа. Желание пробуждается, вызывается и
усиливается наличностью всех этих предметов желания. И если бы желание
не играло роли в человеческой эволюции, тогда люди должны бы были
существовать в мире, который представлял бы из себя пустыню, где не
было бы предметов для привлечения, не было бы ничего притягательного.
Но присутствие этих приносящих удовольствие предметов, а также
наличность предметов, приносящих страдание, не только привлекает или
отвращает нас, но и вызывает в нас мысль, ибо между нами и предметами
нашего желания становится затруднение и внутри Дживатмы пробуждается
мысль, как бы перешагнуть через это затруднение или избегнуть его. И
по мере того, как мы следим за течением человеческой эволюции,