грудь, и тогда
смертельное оружие превратилось в гирлянду цветов на шее Божественного
Возничего. Он ничего не знал о невидимом щите, который отводил от него
потоки огня, выдержать которые мог только господь. Он не знал и не
мечтал, что Высочайший Воин, скрытый в Возничем, охраняет его, ибо
знай он это во время борьбы, как мог бы он научиться доверять Высшему
Я внутри себя? Я, действующее вне, должно исчезнуть прежде, чем явится
сознание того "Я", которое действует внутри.
В этом состоит опыт каждой борющейся души. Через этот опыт должен
пройти каждый, вступающий на путь, который ведёт к Богу. Только в этом
высочайшем одиночестве отчаяния возможно для Арджуны найти своё Высшее
Я. И потому не бойтесь все вы, желающие быть воинами, если друзья
порицают и покидают вас. Не бойтесь даже тогда, когда старшие осуждают
вас, когда младшие презирают, когда равные глумятся над вами. Идите
прямо непоколебимо, ибо Высшее Я внутри вас. Вы можете сделать много
ошибок, ибо Высшее Я воплощено, а ошибки — принадлежность
воплощённого. Помните только, что они от формы, но не от заключённого
в ней Духа, и что благодаря страданию, которое следует за этими
ошибками, всё грубое сжигается, а Высшее Я выявляется всё яснее.
Продолжайте бороться и сражаться с неустрашимым сердцем, и тогда, в
конце вашего сражения на Курукшетре, для вас также займётся заря
Единого Я во всём его величии, и для вас также будут разрушены все
иллюзии, и вы увидите вашего Господа в его истинном виде.
Лекция IIЙОГА ШАСТРА
В этой лекции будет изложена природа Гиты в её сущности, как Йога
Шастра, как Св. Писание Йоги. В нём возбуждается вопрос о деятельности,
какова природа деятельности, какова её связующая сила и как можно
избавиться от её цепей посредством Йоги. Это поведёт нас к рассмотрению
значения йоги и к тому, как следует понимать йогу, а позднее мы
постараемся определить, какие средства для достижения Йоги возможны
для нас. Прежде всего, мы должны ясно знать, что Бхагавад-Гита в своей
сущности есть то, что называется на востоке Йога-Шастра (Религиозная
система или философия Йоги). Это Св. Писание Йоги дано самим Господом
Йоги.
Говорящий есть Йогишвара, Господь Йоги, и мы читаем в конце книги,
когда всё уже было сказано, как тот, к которому была обращена речь,
говорит: "Милостью Вьясы, я услышал эту тайную и высочайшую Йогу из
уст господа Йоги, самого Кришны, говорившего перед моими очами"
(XVIII, 75). Таким образом, мы имеем здесь учение йоги, переданнае
самим Йогишварой. "Как мне познать тебя, о Йог?" (X, 17) — вот крик
Арджуны. Он думает о нём, как о Йоге, и в ответ на этот вопрос
раскрывается перед ним Божественная Форма — факт величайшего значения
для проникновения в истинный смысл Йоги, как мы это узнаем позднее.
И далее мы увидим, что Арджуна снова возобновляет свою просьбу:
"Подробно поведай мне о твоей Йоге" (X, 18). Вот чего Арджуна ищет,
чтобы покончить со своими колебаниями и иллюзиями. "Кто знает по
существу это моё превосходство и Йогу мою, тот будет приведён к
гармонии устойчивой Йогой. В этом не должно быть никакого сомнения"
(X, 7). Таким образом, все мольбы ученика к Господу Йоги сводятся к
желанию понять внутреннее значение Йоги. В этом и кроется истинная
суть Гиты.
Но каким образом сочетается это учение Йоги с тем, что рассказывается
в самом начале Гиты? Ибо вы должны помнить, что говорящий и ученик
стоят в середине между двумя армиями, которые готовятся вступить в
бой. Как раз когда "выстроившиеся в бой сыны Дхртиараштры были готовы
к сражению" (I, 20), сердцем героического Арджуны овладело великое
отчаяние. Целью всего, что говорится и что делается в Бхагавад-Гите,
является один и тот же мотив: придать Арджуне мужество и решимость,
вовлечь его в действие, принудить его, если нужно, к сражению, и все
аргументы постоянно сопровождаются одним и тем же припевом: "и потому
сражайся!". Всё равно, о чём бы ни шла речь, о природе ли Дживатмы,
нерождённой, неумирающей, неизменной и постоянной, или же о значении
Единства и Многообразия, о строении миров, о значении единой Жизни,
проникающей всё сущее, — в конце всех философских разъяснений опять
звучит всё тот же припев: "И потому постоянно думай обо мне одном и —
сражайся!" (VI, 7). Или когда речь идёт о благоговейной преданности, и
ученику указывается на необходимость делать всё во имя Господа, и всё
же, "устремив свои мысли на Высочайшее Я... сражайся, Арджуна!" (III,
30). И когда видение Божественной Формы раскрывается перед Арджуной,
мы