А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

со мной" (III, 26). Вы

должны научиться различать Божественную волю в эволюции, прежде чем

ваши действия станут праведными. Не переставайте искать всё большего

проникновения в его волю, но начните с тех обязанностей, которые

поставлены перед вами на жизненном пути вашей кармой, индивидуальной,

семейной, общественной и национальной. Исполняйте их как можно

совершеннее, ибо они возложены на вас самим Господом. Истинный деятель

не станет бросаться в поиски за делом. Он берёт то дело, которое

естественным образом становится перед ним, и стремится исполнить его

как можно совершеннее. В этом усилии понять стоящую перед ним задачу

человек приобретает Мудрость. В усилии различить праведное действие от

неправедного, свой долг от долга другого человека, выполнение которого

часто представляет опасность для деятеля — "чужая дхарма полна

опасности" (III, 35), — в этом усилии развиваются его способности.

Само усилие в этом направлении поднимет деятеля на высоту ясного

видения, укрепит его сознание и направит к Мудрости.

Другое правило состоит в том, чтобы из всех полезных деятельностей,

стоящих на пути человека, он выбрал ту деятельность, которая

соответствует его способностям. Истинный деятель должен измерить свои

силы и делать не мало и не слишком много. Предположим, что на нашем

пути возникает ряд деятельностей, которые соответствуют вашим

способностям, а между тем количество их превышает вашу работоспособность.

Все они как бы имеют право на вас, все могут казаться долгом, но если

у вас нет ни сил, ни времени для выполнения их — что тогда? Тогда

граница, налагаемая на вас временем и размерами ваших сил, выяснит для

вас и сферу вашего долга. Ровно столько, сколько вы способны сделать

хорошо в размере вашего времени и ваших способностей, и будет вашим

долгом. Но если, пробуя сделать более того, что вы можете сделать

хорошо, вы схватитесь за множество задач, закончить которые у вас не

хватит времени, в таком случае вы будете не правы, ибо то, что мы не в

состоянии закончить за недостатком времени, не есть наш "долг", это —

долг другого, а мы уже знаем, что "чужой долг полон опасности" (III, 35).

Но вы можете сказать: "Дела так много, на мои силы и на моё время

такой большой спрос, так много задач, которые нужно сделать..." Это

верно. Но ведь не вы одни можете действовать. Вы — не единственная

сила, от которой зависит всё благо мира, и не ко всему на свете должна

быть приложена ваша собственная рука. Это — ошибка, в которую впадают

многие из нас и которой следует избегать, если хочешь идти по пути

действия. То, на что у нас нет достаточно времени, не может быть нашим

долгом, и если мы — тем не менее — совершаем и это, мы тем самым

вводим другого человека, который должен бы выполнить взятую нами на

себя задачу, в грех бездействия.

Результатом такого недостатка понимания является всегда ненормальный

порядок вещей, при котором один находится в вечном напряжении,

перегруженный делом, половину которого он не имеет времени докончить,

а другой — тут же лениво бездействует, остаётся с пустыми руками

только потому, что другой жадно выхватывает всё дело для себя одного.

Это не есть то действие, которое предъявляется нам как "долг", ибо

время от Господа, как и всё остальное. Следовательно, и те ограничения,

которые ставятся нам временем, воздвигнуты для каждого из нас самим

Господом. Если у вас нет времени сделать какое-нибудь дело хорошо и до

конца, будьте уверены, что Господь найдет для себя других деятелей,

другие руки, ибо сказано: "Всюду имея руки и ноги, глаза, головы и

уста, всеведущее То пребывает в мире, объемля всё..." (XIII, 13). В

этом заключается великий урок для деятельной индивидуальности, ибо

она часто бывает причиной бездействия для других, лени, нерадения,

небрежности и всех тех свойств, которые мешают людям подвигаться

вперед. Чрезмерная деятельность не есть истинный путь действия, это

есть мирской путь. Урок этот, нужно признаться, нелегкий для человека

деятельного, ибо в числе его свойств находится и способность к труду.

Эта способность и заставляет его часто забывать о размерах как

времени, так и собственных сил. Мне слишком хорошо известна трудность

урока по собственному опыту. Множество задач, окружающих меня,

поднимают свои голоса и кричат: "Сделай меня, обрати на меня

внимание!" Но их много больше, чем я могу сделать, и, когда я

пробовала браться за всё, я не успевала, у меня было такое чувство,

что я ничего не делаю вполне хорошо. И тогда я поняла, что Господь

обойдётся