со мной" (III, 26). Вы
должны научиться различать Божественную волю в эволюции, прежде чем
ваши действия станут праведными. Не переставайте искать всё большего
проникновения в его волю, но начните с тех обязанностей, которые
поставлены перед вами на жизненном пути вашей кармой, индивидуальной,
семейной, общественной и национальной. Исполняйте их как можно
совершеннее, ибо они возложены на вас самим Господом. Истинный деятель
не станет бросаться в поиски за делом. Он берёт то дело, которое
естественным образом становится перед ним, и стремится исполнить его
как можно совершеннее. В этом усилии понять стоящую перед ним задачу
человек приобретает Мудрость. В усилии различить праведное действие от
неправедного, свой долг от долга другого человека, выполнение которого
часто представляет опасность для деятеля — "чужая дхарма полна
опасности" (III, 35), — в этом усилии развиваются его способности.
Само усилие в этом направлении поднимет деятеля на высоту ясного
видения, укрепит его сознание и направит к Мудрости.
Другое правило состоит в том, чтобы из всех полезных деятельностей,
стоящих на пути человека, он выбрал ту деятельность, которая
соответствует его способностям. Истинный деятель должен измерить свои
силы и делать не мало и не слишком много. Предположим, что на нашем
пути возникает ряд деятельностей, которые соответствуют вашим
способностям, а между тем количество их превышает вашу работоспособность.
Все они как бы имеют право на вас, все могут казаться долгом, но если
у вас нет ни сил, ни времени для выполнения их — что тогда? Тогда
граница, налагаемая на вас временем и размерами ваших сил, выяснит для
вас и сферу вашего долга. Ровно столько, сколько вы способны сделать
хорошо в размере вашего времени и ваших способностей, и будет вашим
долгом. Но если, пробуя сделать более того, что вы можете сделать
хорошо, вы схватитесь за множество задач, закончить которые у вас не
хватит времени, в таком случае вы будете не правы, ибо то, что мы не в
состоянии закончить за недостатком времени, не есть наш "долг", это —
долг другого, а мы уже знаем, что "чужой долг полон опасности" (III, 35).
Но вы можете сказать: "Дела так много, на мои силы и на моё время
такой большой спрос, так много задач, которые нужно сделать..." Это
верно. Но ведь не вы одни можете действовать. Вы — не единственная
сила, от которой зависит всё благо мира, и не ко всему на свете должна
быть приложена ваша собственная рука. Это — ошибка, в которую впадают
многие из нас и которой следует избегать, если хочешь идти по пути
действия. То, на что у нас нет достаточно времени, не может быть нашим
долгом, и если мы — тем не менее — совершаем и это, мы тем самым
вводим другого человека, который должен бы выполнить взятую нами на
себя задачу, в грех бездействия.
Результатом такого недостатка понимания является всегда ненормальный
порядок вещей, при котором один находится в вечном напряжении,
перегруженный делом, половину которого он не имеет времени докончить,
а другой — тут же лениво бездействует, остаётся с пустыми руками
только потому, что другой жадно выхватывает всё дело для себя одного.
Это не есть то действие, которое предъявляется нам как "долг", ибо
время от Господа, как и всё остальное. Следовательно, и те ограничения,
которые ставятся нам временем, воздвигнуты для каждого из нас самим
Господом. Если у вас нет времени сделать какое-нибудь дело хорошо и до
конца, будьте уверены, что Господь найдет для себя других деятелей,
другие руки, ибо сказано: "Всюду имея руки и ноги, глаза, головы и
уста, всеведущее То пребывает в мире, объемля всё..." (XIII, 13). В
этом заключается великий урок для деятельной индивидуальности, ибо
она часто бывает причиной бездействия для других, лени, нерадения,
небрежности и всех тех свойств, которые мешают людям подвигаться
вперед. Чрезмерная деятельность не есть истинный путь действия, это
есть мирской путь. Урок этот, нужно признаться, нелегкий для человека
деятельного, ибо в числе его свойств находится и способность к труду.
Эта способность и заставляет его часто забывать о размерах как
времени, так и собственных сил. Мне слишком хорошо известна трудность
урока по собственному опыту. Множество задач, окружающих меня,
поднимают свои голоса и кричат: "Сделай меня, обрати на меня
внимание!" Но их много больше, чем я могу сделать, и, когда я
пробовала браться за всё, я не успевала, у меня было такое чувство,
что я ничего не делаю вполне хорошо. И тогда я поняла, что Господь
обойдётся