развивающегося человека. Он должен победить это зло, должен
противопоставить ему добро, должен оставить его позади, и потому
необходимо для него отождествлять себя с Божественным и бороться
против инстинкта раздельности, который исходит из прошлого.
Такова великая йога Мудрости, вырастающая и истинного понимания
природы Поля, природы Познающего Поле и их взаимного отношения друг
другу (XIII, 2). Поэтому и сказано, что Мудрый поклоняется "Единому и
Многообразному, присутствующему всюду" (IX, 15), ибо он знает, что
Многообразный есть тот же Единый в проявлении. Для того, кто овладел
этой Мудростью, освобождение уже близко: "Снова объявляю я тебе ту
высочайшую Мудрость, наилучшую из всех. Познав её, все мудрецы
направлялись к высшему совершенству" (XIV, 1). Об этом сказано: "Лучше
всяких внешних жертв — жертва мудрости, о Парантапа! Все действия в
своей целости достигают своего высшего совершенства в Мудрости" (IV,
33). Такая Мудрость сжигает все действия "подобно огню, превращающему
топливо в пепел" (IV, 37). Она — верховный очиститель: "Воистину в
мире нет лучшего горнила, чем Мудрость" (IV, 38).
Теперь становится ясно, почему Мудрый не скорбит. Зачем ему скорбеть
при виде этой игры Майи, этой изменчивости природы, раз он убеждён в
своем единстве с неизменной Сутью Вселенной? Вот почему слова: "Мудрый
не оплакивает ни живых, ни мёртвых". Также становится ясным и то,
почему мудрые смотрят одинаково на всех: "И на брамина, украшенного
ученостью и смиреньем, на слона, на корову, собаку и даже на того, кто
ест собаку" (V, 18). Мудрые смотрят одинаково на всё, не видя разницы
ни в чём, потому что они видят Единое Я пребывающим во всём, и только
видящие так — могут быть названы Мудрыми. Всех остальных вводит в
заблуждение видимость; все они — во власти Майи. Человек, переступивший
за предел Майи, достиг "высочайшего состояния Мудрости" (XVIII, 50),
и "достигнув Брахмана, успокоившись в Едином Я, он не скорбит и не
желает, одинаковый ко всем существам, он исполняется высочайшей
преданности ко мне. Преданностью он познаёт меня в моей сути, кто Я и
что Я. Познав меня таким образом в самой сути моей, он затем вступает
в Высочайшее То" (XVIII, 54, 55). В нём "Мудрость, сияя подобно
солнцу, раскрывает Высочайшего... Мудростью рассеяв свои грехи, он
идёт туда, откуда нет возврата (V, 16, 17).
Кроме йоги любви и йоги распознавания, которые мы только что
разбирали, существует ещё и третья форма йоги. Это — Карма Йога, йога
Действия. Но какого действия? Только такого, которое имеет смысл
жертвы, и потому этот вид йоги вернее всего назвать йогой Жертвы.
Эта предварительная йога действия, или жертвы, иногда называется
просто йога, без всякого определения, и это по той причине, которая
выяснилась в предыдущей лекции, когда мы говорили о деятельности и
о совершенном йоге. В Беседе третьей говорится о "двояком пути", о
"единении через познание и единение через действие" (III, 3). Если
взять путь йоги через действие, то нужно прибавить, что он представляет
собой большие трудности, и самая главная ив них это — понимание самого
действия.
"Что есть действие и что бездействие?" Даже мудрые этим смущаются. И
потому я объясню тебе действие, познав которое, ты освободишься от
зла. Необходимо различать действие, различать незаконное действие и
бездействие. Таинствен путь действия. Тот, кто видит бездействие в
действии и действие в бездействии, тот — мудрый среди людей, тот
гармоничен, даже когда совершает действия" (IV, 16-18).
В этом — первое из тех затруднений, что будут окружать йога, идущего
путём действия. Он должен узнать, что следует делать и чего не
следует. Он должен различать праведное действие от неправедного. И
первое, что он должен внедрить в себя, это: "Взирай лишь на дело, а
не на плоды его" (II, 47). Плоды принадлежат Господу, правящему миром,
если действие совершается как жертва, ибо жертва не принадлежит
человеку — его дело только принести её, — а плоды жертвы принимаются
и расходуются Высшими Силами. Поняв, что он имеет дело только с
действием, человек должен "непрестанно без привязанности совершать
должные действия" (III, 19). Но что такое "должные действия", что
такое долг?
Вот вопросы, на которые мы должны ответить, если хотим в безопасности
идти по пути деятельности, не выковывая новых цепей своими действиями
и не стремясь бессознательно к их плодам.
Господь говорит нам совершенно определенно, что есть должное или
праведное действие. Это — "действие в гармонии