для эволюции
других объектов, и сам он получает стимулы от других, ради раскрытия
Единого Я во всём. Камни и деревья, животные и люди, дэвы и асуры, все
они действуют друг на друга, совершается постоянное взаимодействие,
постоянные взаимные влияния одного на другое, и от этого зависит успех
эволюции.
Для того, чтобы разбудить тот аспект сознания, который носит название
Иччха, мир переполнен предметами, как привлекательными, так и
отталкивающими. Подательница предметов желания, Шри Лакшми, супруга
Вишну — великая представительница Пракрити (материи), и в её руках
находится сокровищница всех предметов, которые возбуждают, укрепляют
и развивают этот аспект сознания. Не следует забывать, что Лакшми —
супруга Вишну, а желание — слуга Мудрости.
Воля (Иччха) должна быть вызвана воздействием на неё со всех сторон
желанных предметов, чтобы, отправляясь в погоню за ними, она могла
стать сильной, её могучая энергия могла быть пробуждена внутри
сознания. Но точно так же аспект Джнанам должен быть вызван к
жизнедеятельности ненасытной жаждой желания, неутомимым стремлением к
привлекательным предметам. И на всех ранних ступенях эволюции знание
(Джнанам) является не господином над желанием, а слугой его. Это не
есть Джнанам в его высшем смысле, это — его низшее проявление.
А затем должен быть пробужден и аспект Крия — деятельность,
способность действовать на внешний мир.
Иччха (воля) есть то изменение внутри сознания, которое увлекает
человека к предметам желания. Джнанам (знание) есть то, что отражает
внутри сознания предметы, наполняющие мир. Крия (деятельность) есть
то, что выступает, чтобы овладеть, схватить, удержать. И все три
аспекта необходимы для того, чтобы сознание проявилось вполне.
Кроме того, каждый из трех обладает в свою очередь двумя аспектами —
низшим и высшим, принадлежащим к пути Выступления и к пути Возврата.
В своей основе каждый из трех аспектов остается тем же, но проявления
каждого меняются сообразно направлению пути.
И мы сейчас увидим, что перемена происходит в низшем тогда, когда оно
разовьётся в размере всей своей силы. Тогда оно превращается в высшее,
изменяя лишь своё направление и устремляя все собранные до этих пор
силы на движение к Высочайшему. Так, в Дэви Бхагавата Дурга
преобразуется каждый раз, когда она меняет своё направление:
отворачиваясь от своего Господа, она — Пракрити (материя),
поворачиваясь к нему, она становится единой с ним, она — Махадэва.
Остановимся на минуту на пути выступления. Здесь желание есть добро.
Без желания нет прогресса, без желания есть сон. Интересно отметить,
что Иччха (воля) имеет своим соответствием в мире материи тамас,
инертное свойство материи. Гуны, подобно сознанию, имеют свои высшие
и низшие аспекты: низший тамас есть неподвижность, высший есть мир,
устойчивость, равновесие. Инерция материи соответствует абсолютному
покою, Миру Высочайшего. Существует высший и низший полюс материи.
В высшем — совершенная устойчивость, в низшем — неподвижная инерция.
На пути Выступления эта инерция должна быть преодолена, и она
пересиливается тем, что в сознании возбуждается тяга к желательным
предметам и отвращение от нежелательных; пробуждается желание, и оно
преодолевает лень, страстное стремление побеждает препятствие,
поставленное перед ним инерцией материи. И не следует слишком рано
отказываться от этого низшего аспекта желания. Ибо если отказ
последует преждевременно, остановится эволюция сознания, тамас возьмёт
верх, и на месте деятельности водворится летаргия. Человек мира сего,
мирской человек в полном смысле этого слова, должен быть полон желаний.
Так же и с другими аспектами сознания. На низшей ступени Джнанам —
что означает Мудрость — принимает форму Виджнанам, распознавательной
способности, которая разделяет и раздробляет. Знание обособленного
должно предшествовать знанию Единого, и пока способность распознавания
не отразит в сознании множественности, до тех пор нет надежды, что
сознание проникнет в природу множественности и через множественность
придет к Единству. Чем совершеннее этот аспект сознания будет
различать, отделять и классифицировать, тем полнее он начнет понимать.
И это мы видим в науке, которая является выражением низшего аспекта
Мудрости (Джнанам), её низшего полюса. Наука выражает прежде всего
идею различия, затем идею классификации, которая есть первая ступень
к объединению. Пока вы не узнаете различия, вы не узнаете единства.
Единство не производит впечатления на сознание, пока различие