этот клубок противоречий? Следует ли нам всегда
оставаться привязаннными к колесу рождений и смертей? Должны ли мы
быть всегда рабами, связанными цепями, которые мы сами куём своей
деятельностью? Нет. Урок идёт далее, и стих "Мир скован деятельностью"
продолжается такими словами: "Если она совершается не ради жертвы"
(III, 9). Теперь мы имеем луч света, сверкнувшего в темноте. Если
деятельность производится как жертва, "ради жертвы", тогда она теряет
связывающую силу. Но Шри Кришна говорит и ещё больше: "Но кто свободен
от себялюбивых представлений, чей разум не затемнён, тот не убивает, и
даже если бы он и убивал этих людей, он не связан" (XVIII, 17).
И далее ещё: "Воистину, деятельностью достиг Джанака и другие
совершенства ранее других" (III, 20). Следовательно есть такая
деятельность, которая не только не связывает, но даже служит к
освобождению — опять мысль, совершенно негармонирующая с современными
учениями; и тем не менее, она высказана с необыкновенной силой и
постоянными повторениями: "Зная это и стремясь к освобождению, наши
предки всё же совершали действия. Совершай же и ты действия, как их
совершали предки в прошедшие времена... Тот, кто видит бездействие в
действии и действие в бездействии, тот — мудрый среди людей, тот
благозвучен даже когда совершает действия.
Тот, чьи начинания свободны от вожделений, чьи действия сгорели в огне
Мудрости, того разумные называли Мудрецом.
Утратив привязанность к плодам деятельности, всегда довольный, не ища
ни в ком опоры, он не творит кармы, даже если производит действия.
Ни на что не рассчитывая, покорив свой ум и своё Я, отказавшись от
всего, совершая действия лишь телесно, он не грешит.
Довольный достигнутым, свободный от двойственности, не знающий зависти,
уравновешенный в удаче и неудаче, он не связан и тогда, когда совершает
действия.
Тот, кто, утратив желания, достиг гармонии, чьи мысли покоятся в
мудрости, кто совершает действия как жертву, все деяния того
растворяются бесследно" (IV, 15, 18—23).
Вот, следовательно, в чём тайна связывающей силы и освобождения от
неё, по учению Владыки Йоги. Каким образом действовать и в то же время
не связывать себя действием, как соединить деятельность и свободу, как
сделать свои действия путём освобождения — вот уроки, преподаваемые
Бхагавад-Гитой.
Как же достигнуть этого? Йогой. В одном этом слове заключается весь
ответ. Как это сделать, как преобразить то, что имеет силу связывать,
в средство освобождения, вот урок, который предстоит выучить нам.
Только йогой и никакими другими средствами. Всё это кажущееся
противоречие переходит в гармонию, как только мы проникаем в смысл
йоги, и поэтому естественно спросить: "Что такое йога? Каким
становится человек, овладевший йогой? Какими средствами достигается
йога?"
Мы получаем раскрытие смысла йоги из поучения самого Господа Йоги.
Оставим в стороне все представления о йоге, которые у нас были до сих
пор, и послушаем внимательно самого Господа Йоги: "Созерцай в моём
теле, о Гудакеша, всю Вселенную, подвижную и неподвижную, со всем, что
ты жаждешь узреть. Но воистину, ты не в силах созерцать меня этими
твоими глазами: божественные очи дарую тебе. Воззри на мою царственную
Йогу" (XI, 7-8). Что же это значит? "Взирай, — говорит он, — на мою
Йогу". "В ней Арджуна увидел всю Вселенную, разделённую на множество
частей, соединённых воедино в теле Бога Богов" (XI, 13). Это и есть
Верховная Йога — соединение многих в Одном, всей приведённой к
единству Вселенной в Божественном Теле. Это и есть Йога. В видении
Божественной формы, в которой всё заключено, в этой Верховной Йоге
высказывается единая освобождающая истина. Это и есть Верховное Слово
(X, 1), царственная тайна, царственное ведение, мудрость, соединённая
со знанием (IX, 12), йога Единого Я (XI, 47), сокровеннейшее Сердце
Йоги. В этом всё заключено: множественность в едином.
И во всей Гите, стих за стихом, на этом настаивается снова и снова.
Единство во всём, без всякого исключения, в так называемом добре и так
называемом зле. Кто не может принять этого, тот ещё не готов для йоги,
ибо "ты узришь все существа без исключения в Едином и таким образом во
мне" (IV, 35). "Всё развивается от меня" (X, 8), не только доброе,
прекрасное, счастливое, и гармоническое, всё развивается от меня. "Я —
то, что пребывает в сердцах сущего. Я — начало, середина, а также и
конец всех существ" (X, 20). Всё, ведущее к йоге, всё, что приводит
человека к гармонии, имеет один только результат: