исходя, наоборот,
из мира физического, изучая сначала оболочку, а потом уже заключенное
в ней сознание, постепенно поднимается все выше, и выше, пока
не доходит до пределов обычных, физических условий. Вызвав посредством
искусственных методов то состояние сознания, которое издавна было известно
на Востоке, западная наука начинает медленно и ощупью вырабатывать
теории для объяснения непонятных ей явлений.
Такой длинный путь кажется несколько странным и малообещающим, но в
конце он все же приведет к результату, тождественному с тем, который
был получен много веков назад духовным зрением Ясновидящих.
Сегодня мы не будет останавливаться над чем, что называется бодрствующим
состоянием сознания: из обыденной жизни мы хорошо знакомы с
деятельностью ума и с эмоциями. Исследуя эти явления, Запад начал с
изучения мозга и нервной системы. Было время, лет двадцать пять тому
назад, когда с психологией совсем не считались, если она не была основана
на знании физиологии. Признавалось необходимым начинать с изучения
тела и нервной системы и с законов деятельностей физической оболочки,
а также с изучения условий, при которых эти деятельности совершаются.
Предполагалось, что этим путем возможно понять сущность работы
мысли и умственной деятельности, и таким образом, на знании физиологии
основать рациональную, научную психологию. Хотя я и не думаю, чтобы в
настоящее время эту мысль стали защищать передовые ученые Запада, но
все же, идя и по этому пути, ученые пришли к очень важным результатам,
что происходит каждый раз, когда люди добросовестно исследуют природу.
Прежде всего они заметили, что существуют другие состояния сознания,
кроме бодрствующего. Тогда начали изучать сон и деятельность сознания
в то время, когда тело спит. Было собрано и записано множество
фактов, но исследования ученых оказались неудовлетворительными, потому
что трудно было исключить условия, которые совершенно не входили в их
расчет: так, иногда сновидение происходило от расстройства какого-нибудь
органа, от несварения желудка, или от слишком большого количества
съеденной пищи. Желая исключить подобные условия, постепенно пришли к
мысли изучать деятельность сознания во время сна, вызванного искусственным
образом. Такой сон или транс можно было вызывать произвольно
при любых условиях, и при этом сновидения уже не могли зависеть от
расстройства того или другого физического органа. О результатах подобных
опытов мы узнаем из исследований гипнотизма, из экспериментов,
произведенных много раз, о которых можно прочесть в книгах, специально
посвященных этому вопросу.
Каков же был результат этих широко распространенных, часто повторяемых
опытов?
Результат был следующий: при условиях, когда нормальное мышление
было невозможно, потому что мозг находился в состоянии летаргии, дурно
снабжаемый дурною кровью, и когда можно было ожидать полного усыпления
и бездействия сознания, в действительности появился совершенно неожиданный
ряд результатов. Умственные способности не уменьшились, а наоборот,
деятельность ума сделалась тоньше, острее, сильнее во всех отношениях,
между тем как мозг был парализован. К своему удивлению, ученые
заметили, что в трансе память восстановляла те события, которые
случились в давно прошедшие годы жизни, вспоминала эпизоды давно забытого
детства; и не только память, но и способность рассуждать, доказывать,
судить, давалась сильнее, живее и приносила большие результаты.
В то время, как самые органы чувств бездействовали так же, как во
время сна, функции их отправлялись живее чем когда-либо, при посредстве
каких-то иных неведомых органов. Глаз, не отвечающий на вспышки
электрической лампы, мог в то время видеть на расстоянии, совершенно
недоступном при обычном бодрствующем состоянии сознания, мог читать в
закрытых книгах, проникать через телесные оболочки во внутренность тела
распознавать болезни, скрытые под покровом мускулов и костей. То же
самое относительно уха. Оно могло улавливать звуки на расстоянии, далеко
переходящем все границы обычных слуховых восприятий и реагировать
на вопросы, доносящиеся из такого отдаления, при котором обыкновенное
ухо уже не в состоянии воспринимать слабые и тонкие колебания.
Эти результаты заставили людей задуматься и задать себе ряд вопросов:
"Что же это за сознание, которое видит без помощи глаз, слышит
без помощи ушей, которое помнит, когда орган памяти парализован, и
рассуждает, когда орудие рассуждения находится в состоянии летаргии"?
Кроме этих странных