А. Безант

Законы высшей жизни

трусливо избегаем ответственного решения и, не внимая

голосу совести, выбираем легкий путь, который другие называют правильным,

хотя сами мы чувствуем его неверность и таким образом вопреки

своей совести идем по пути, указанному другими, что делаем мы тогда?

Мы заглушаем божественный голос внутри нас; мы выбираем низшее, а не

высшее, более легкое, а более грудное, мы решаем отказаться от своей

воли, вместо того, чтобы очистить ее; и хотя бы путь, взятый нами по

указанию других, и был лучшим из двух, мы все же Повредим своей эволюции,

не сделав того, что по совести считали более правильным.

Эта ошибка в тысячу раз опаснее, чем заблуждения, в которые нас

вовлекают наши желания. Делать то, что мы признаем высшим, вот —

единственно верный путь для того, кто стремится к духовной жизни. Если

вы — противитесь своему пониманию добра и по совету других принимаете

за добро то, что в глубине души считаете злом, вы этим теряете самую

способность различить добро от зла, вы гасите единственный свет, который

теплится внутри вас и предпочитаете идти в полной темноте. Как

различите вы свет от мрака, белое от черного, как вы узнаете, что от

Бога и что от темной силы, если вы не будете испытывать все, встречающееся

вам, мерою долга и праведности? Где не исполняется долг, где не

видно любви, сочувствия, чистоты, самопожертвования, там может быть

могущество, но не может быть духовности, которая одна просвещает мир и

служит идеалом для человека.

Следуя по пути духовного стремления, мы не должны надеяться, что

путь этот будет легок и прост; духовная жизнь достигается только постоянными

усилиями и бесчисленными неудачами, и путь долга доступен

только при непоколебимой настойчивости. Будем желать только праведности

и мы наверно достигнет ее, какая бы трудная борьба ни вела к ней.

Будем стараться в нашей ежедневной жизни поступать согласно с истиной,

насколько мы видим ее, и несомненно, что чем дальше мы будем подвигаться,

тем яснее будем мы различать ее.

Но так как многие не в состоянии различить тех, кто способен помогать

и руководить их духовным прогрессом, то мы остановимся и посмотрим,

что является признаком и мерилом духовности, которой надо подражать,

которую нужно осуществлять в жизни, которая есть и пример, и

свет для человечества.

Признаком и мерилом духовного руководителя, учителя и друга людей,

является совершенное обладание темы качествами, которые стремящийся

желает развить в себе. Он выполняет в совершенстве то, что стремящийся

выполняет несовершенно; он воплощает тот идеал, которому стремящийся

старается подражать. Какими же качествами отмечается истинная духовность?

Всюду вокруг мы видим людей смущенных, запутавшихся, растерянных,

которые ищут света и стремятся к развитию.

По отношению ко всем, с кем мы встречаемся, у нас есть долг. Нет ни

одного человека, приходившего в соприкосновение с нами, относительно

которого у нас не было бы обязательства. Мерилом управляет не случай и

в жизни людей не бывает случайных событий. Каков же Наш долг относительно

всех окружающих нас? По отношению тех, которые поднялись выше

нас на ступенях развития — долг уважения и повиновения; по отношению

всех, кто стоит на одном уровне с нами, долг доброжелательства; внимания

и участия; по отношению тех, то стоит ниже нас, долг покровительства,

доброты, помощи и сострадания. Для всех, стремящихся к высшей

жизни, выполнение этого долга обязательно; не выполняя его, нельзя

достигнуть духовности.

Но если мы и выполним до конца обязанности, предписываемые нам законом

высшей жизни, если мы уплатим обязательства, налагаемые на нас

происхождением, семейными связями, общественной средой и национальной

кармой, то все же останется еще один высший долг, который мы можем

поставить перед собою, как светоч, озаряющий наш путь.

Он состоит в том, чтобы каждый, кто вступает в сферу нашего влияния,

мог уйти от нас лучшим, чем был до соприкосновения с нами. Если

подойдет человек невежественный, а мы обладаем знанием, пусть он отойдет

от нас более просвещенным. Если придет к нам человек печальный,

путь отойдет он от нас утешенным благодаря тому, что мы разделили его

печаль. Если придет к нам беспомощный, пусть он отойдет от нас укрепленный

нашей силой, в не униженный сознанием своего бессилия. Будем

всегда нежны и терпеливы, кротки и сострадательны ко всем. Не будем

суровы в нашей обыденной жизни, чтобы не приводить в смущение других.

В мире довольно печали. Пусть человек, достигший духовности, будет источником

мира