трусливо избегаем ответственного решения и, не внимая
голосу совести, выбираем легкий путь, который другие называют правильным,
хотя сами мы чувствуем его неверность и таким образом вопреки
своей совести идем по пути, указанному другими, что делаем мы тогда?
Мы заглушаем божественный голос внутри нас; мы выбираем низшее, а не
высшее, более легкое, а более грудное, мы решаем отказаться от своей
воли, вместо того, чтобы очистить ее; и хотя бы путь, взятый нами по
указанию других, и был лучшим из двух, мы все же Повредим своей эволюции,
не сделав того, что по совести считали более правильным.
Эта ошибка в тысячу раз опаснее, чем заблуждения, в которые нас
вовлекают наши желания. Делать то, что мы признаем высшим, вот —
единственно верный путь для того, кто стремится к духовной жизни. Если
вы — противитесь своему пониманию добра и по совету других принимаете
за добро то, что в глубине души считаете злом, вы этим теряете самую
способность различить добро от зла, вы гасите единственный свет, который
теплится внутри вас и предпочитаете идти в полной темноте. Как
различите вы свет от мрака, белое от черного, как вы узнаете, что от
Бога и что от темной силы, если вы не будете испытывать все, встречающееся
вам, мерою долга и праведности? Где не исполняется долг, где не
видно любви, сочувствия, чистоты, самопожертвования, там может быть
могущество, но не может быть духовности, которая одна просвещает мир и
служит идеалом для человека.
Следуя по пути духовного стремления, мы не должны надеяться, что
путь этот будет легок и прост; духовная жизнь достигается только постоянными
усилиями и бесчисленными неудачами, и путь долга доступен
только при непоколебимой настойчивости. Будем желать только праведности
и мы наверно достигнет ее, какая бы трудная борьба ни вела к ней.
Будем стараться в нашей ежедневной жизни поступать согласно с истиной,
насколько мы видим ее, и несомненно, что чем дальше мы будем подвигаться,
тем яснее будем мы различать ее.
Но так как многие не в состоянии различить тех, кто способен помогать
и руководить их духовным прогрессом, то мы остановимся и посмотрим,
что является признаком и мерилом духовности, которой надо подражать,
которую нужно осуществлять в жизни, которая есть и пример, и
свет для человечества.
Признаком и мерилом духовного руководителя, учителя и друга людей,
является совершенное обладание темы качествами, которые стремящийся
желает развить в себе. Он выполняет в совершенстве то, что стремящийся
выполняет несовершенно; он воплощает тот идеал, которому стремящийся
старается подражать. Какими же качествами отмечается истинная духовность?
Всюду вокруг мы видим людей смущенных, запутавшихся, растерянных,
которые ищут света и стремятся к развитию.
По отношению ко всем, с кем мы встречаемся, у нас есть долг. Нет ни
одного человека, приходившего в соприкосновение с нами, относительно
которого у нас не было бы обязательства. Мерилом управляет не случай и
в жизни людей не бывает случайных событий. Каков же Наш долг относительно
всех окружающих нас? По отношению тех, которые поднялись выше
нас на ступенях развития — долг уважения и повиновения; по отношению
всех, кто стоит на одном уровне с нами, долг доброжелательства; внимания
и участия; по отношению тех, то стоит ниже нас, долг покровительства,
доброты, помощи и сострадания. Для всех, стремящихся к высшей
жизни, выполнение этого долга обязательно; не выполняя его, нельзя
достигнуть духовности.
Но если мы и выполним до конца обязанности, предписываемые нам законом
высшей жизни, если мы уплатим обязательства, налагаемые на нас
происхождением, семейными связями, общественной средой и национальной
кармой, то все же останется еще один высший долг, который мы можем
поставить перед собою, как светоч, озаряющий наш путь.
Он состоит в том, чтобы каждый, кто вступает в сферу нашего влияния,
мог уйти от нас лучшим, чем был до соприкосновения с нами. Если
подойдет человек невежественный, а мы обладаем знанием, пусть он отойдет
от нас более просвещенным. Если придет к нам человек печальный,
путь отойдет он от нас утешенным благодаря тому, что мы разделили его
печаль. Если придет к нам беспомощный, пусть он отойдет от нас укрепленный
нашей силой, в не униженный сознанием своего бессилия. Будем
всегда нежны и терпеливы, кротки и сострадательны ко всем. Не будем
суровы в нашей обыденной жизни, чтобы не приводить в смущение других.
В мире довольно печали. Пусть человек, достигший духовности, будет источником
мира