о Каунтея,
Брахман — их истинное лоно, Я же — производящий их Отец" ("Бхагавад-гита",
XIV.3-4). Из этого семени, этого зародыша, содержащего всё в потенции, но
еще ничего — в проявлении, из этого семени должна развиться жизнь, ступень
за ступенью, поднимаясь всё выше и выше, пока, наконец, не будет создан
центр сознания, способный развиваться до сознания Ишвары, одновременно
оставаясь центром с силой, проявляющейся как новый Логос или Ишвара, для
создания новой Вселенной.
Давайте охватим весь этот грандиозный взмах мысли в деталях. Жизнь,
окутанная материей, — это наше начало; эти зародыши жизни, эти мириады
семян, или, говоря словами Упанишад, эти бесчисленные искры — все
выходят из единого Пламени, которое есть величайший Брахман. Из этих
семян должны быть развиты качества; эти качества есть силы, но силы
проявляются через материю. Эти силы будут развиты одна за другой,
силы, которые есть жизнь Ишвары, окутанная в майю. В тишине прорастает
это божественное семя, и ранние его стадии скрыты под землей; затем
оно посылает корни вниз, а нежный росток — вверх, чтобы потом могло
появиться растущее дерево.
Эта сила жизни или, вернее, эти бесчисленные силы, которые Ишвара
проявляет, чтобы Вселенная могла существовать, эти мириады сил — все
они вначале не проявлены в зародыше, и там пока нет никаких признаков
могучих возможностей, никакого следа того, чем они станут в будущем.
Мысль, проявленная в материи, проливает свет на этот предмет, если
суметь уловить его внутренний тонкий смысл. Шри Кришна, говоря о своей
низшей Пракрити, или низком проявлении, сказал: "Земля, вода, огонь,
воздух, эфир, душа и разум (буддхи), а также самость (аханкара) —
таково восьмеричное разделение моей Природы (Пракрити). Такова моя
низшая природа". Дальше он объясняет, что такое его высшая Пракрити:
"Познай мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни,
посредством которой держится мир" ("Бхагавад-гита", VII.4-5). Далее,
отделенные многими стихами, так что иногда теряется соединяющая их
нить, были сказаны другие слова: "Воистину трудно проникнуть через
покров этой божественной майи, сотканной тремя гунами. Приближающиеся
ко мне преступают эту иллюзию". В эту йога-майю действительно трудно
проникнуть; многие не находят его, окутанного в майю, так трудно
понять и раскрыть ее. "Лишенные мудрости считают мою непроявленную
природу проявленной, не ведая моей высшей природы, непреходящей,
исполненной славы. Скрытый в моей творческой иллюзии, не всеми
познаюсь Я. Заблуждающийся мир не знает меня, нерожденного, вечного"
("Бхагавад-гита", VII.24-25). И дальше он провозглашает, что его
непроявленная жизнь наполняет собою всю Вселенную.
Жизненный элемент, или высшая Пракрити — непроявлена, низшая пракрити
— проявлена. Он говорит: "Из непроявленного вытекает всё проявленное
при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Том, имя
которому Непроявленный". И так происходит снова и снова. "Воистину,
превыше этого Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое
сохраняется во время разрушения всех существ" ("Бхагавад-гита", VIII.20).
Существует тонкое различие между Ишварой и его образом, который он
проявляет. Образ — это отражение Непроявленного, но он сам есть
Высшее, Непроявленное, Вечное, которое никогда не может быть
разрушено. Понимая это, переходим к развитию сил. Именно здесь мы
начинаем нашу эволюцию. Изливающаяся жизнь была окутана в материю для
того, чтобы поместить семя в материальное окружение, которое должно
сделать эволюцию возможной. Когда мы подходим к первому прорастанию
семени, тогда появляются наши затруднения, так как мы должны мысленно
погрузить себя в те времена, когда в самом эмбрионе не было ни разума,
ни способности воображения, ни памяти, ни суждения — ничего из
обусловленных и известных нам способностей ума; когда вся проявленная
жизнь была тем, что мы находим в минеральном царстве, в самом низшем
состоянии развития сознания. Минералы проявляют сознание через
притяжение и отталкивание, через сцепление их частиц, но они не
выражают никакого сознания, которое могло бы быть названо сознанием
"Я" и "не-Я".
В каждой низшей форме царства минералов начинает развиваться жизнь
Ишвары. Развивается не только зародыш жизни, но Он во всей своей силе
и мощи проявляется в каждом атоме его Вселенной. Развивающаяся жизнь
делает эволюцию неизбежной. Его сила осторожно раздвигает стены
материи, с безмерным терпением и наблюдающей любовью, чтобы эта жизнь
не разрушилась от напряжения.