"внутренняя природа вещей во всякой
стадии эволюции и закон последующей стадии ее развития" — природа в
точке, которой она достигла в раскрытии, и затем — закон, который
приведет ее к следующим стадиям развития. Природа сама отмечает точку,
которой она достигла, и тогда следует то, что должно быть сделано для
дальнейшего развития. Соедините эти две идеи вместе и вы поймете,
почему совершенства следует достигать при выполнении своей собственной
дхармы. Моя дхарма — это стадия эволюции, которой достигла моя
природа, развивая семена божественной жизни, которая есть "Я", плюс
закон жизни, согласно которому мы должны достигнуть следующей стадии
развития. Это относится к каждому отдельному "Я". Мы должны знать
ступень своего развития и должны знать закон, который дает нам
возможность расти дальше. Тогда мы будем знать свою дхарму и, следуя
ей, будем двигаться к совершенству.
Тогда становится ясным, почему каждый из нас должен изучать свои
настоящие условия и следующую ступень. Если мы не знаем сегодняшней
ступени, мы не можем узнать, что делать на следующей ступени, к
которой мы стремимся и, быть может, даже пойдем против своей дхармы,
что, в свою очередь, замедлит нашу эволюцию. Но если, зная одно и
другое, мы будем работать вместе с нашей дхармой, то ускорим нашу
эволюцию.
Вот здесь и спрятана западня. Когда мы видим что-нибудь великое,
благородное и прекрасное, то стремимся осуществить в себе то же самое.
Но является ли это для нас следующей стадией эволюции? Является ли это
тем, что закон нашей развивающейся жизни требует, чтобы эта жизнь
развивалась гармонично? Наша ближайшая цель — достичь не того, что
прекрасно само по себе, а того, что лучше всего для нас на сегодняшней
ступени и помогает нам двигаться вперед. Возьмем ребенка. Без
сомнения, если мы возьмем девочку, то она имеет перед собой будущее
более благородное, высокое и прекрасное, чем настоящее, когда она
играет со своими куклами. Она станет матерью с ребенком вместо куклы в
руках, ибо это — идеал совершенной женственности — мать с ребенком.
Но, несмотря на то, что это идеал совершенной женщины, всё же
стремление к этому идеалу преждевременно и принесло бы больше зла, чем
добра. Всё должно наступить в свое время и в определенном месте. Если
эта мать должна развиться в совершенство женственности и стать матерью
семьи, сильной и способной нести тяжесть течения жизни, то должен быть
период, когда это дитя будет играть с куклами, учить уроки и развивать
тело. Но если считать, что материнство выше и благороднее игры, то оно
наступило бы преждевременно, и ребенок родился бы от ребенка, в этом
случае страдали бы и дитя, и мать, и нация. И это только потому, что
всё произошло несвоевременно и закон развития жизни был бы нарушен.
Всевозможные страдания происходят оттого, что плоды срываются раньше,
чем они созрели.
Я взяла это в качестве примера наиболее типичного. Он поможет нам
понять, почему наша собственная дхарма лучше для нас, чем хорошо
выполненная дхарма другого, которая не является линией нашей
развивающейся жизни. Этот возвышенный идеал может послужить нам в
будущем, подходит время, и плод должен созреть. Сорвете его раньше, чем
он созрел, — ваши зубы погрузятся в кислоту. Оставьте его на дереве,
повинуясь закону времени и последовательной эволюции, и душа вырастет
согласно силе бесконечной жизни.
Это дает нам второй ключ к решению проблемы — функция находится в
связи с силой. Действие, начатое раньше, чем была развита сила, очень
вредно для организма. Таким образом мы учимся урокам терпения и
ожидания Закона добра. О прогрессе человека вы можете судить в
зависимости от его готовности работать с природой и подчиняться
Закону. Поэтому о дхарме часто говорят как о Законе, а иногда — как
о Долге, ибо оба эти понятия имеют общую идею, которая выражается во
внутренней природе данной стадии эволюции и законе следующей стадии ее
развития. Это объясняет, почему мораль так относительна и почему долг
различен для каждой души, т.е. в соответствии со ступенью ее
эволюции. Когда мы применяем это к вопросу добра и зла, то
обнаруживается, что мы можем разрешить много самых острых моральных
проблем, пользуясь этими принципами. В ограниченной Вселенной нельзя
найти абсолютное добро или абсолютное зло, существует лишь
относительное добро и относительное зло. Абсолютное существует только
в одном Ишваре, где оно пребывает вечно и абсолютно.
Таким образом, для нашего ограниченного сознания различия необходимы.
Мы думаем,