наслаждение рождается от Гармонии и
только Гармония может дать его. Далее, мы узнаем, что эти три гуны в
дальнейшем видоизменяются в семь различных путей и по семи важнейшим
линиям развиваются в бесчисленные комбинации. Каждая религия говорит
об этих семикратных разделениях, каждая религия возвещает об их
существовании. В индуизме они известны как пять великих элементов и
еще два непроявленных. Это семь Пуруш, о которых говорит Ману.
Соединяясь и разделяясь, эти три гуны создают семь огромных групп,
которые создают бесчисленное количество вещей посредством
разнообразных комбинаций. Помните, что в каждую из этих отдельных
вещей каждое из этих качеств входит в различной пропорции, измененное
в одном из семи основных направлений.
Из основных различий, принесенных сюда из прошлой Вселенной, — ибо мир
связан с миром и Вселенная со Вселенной — мы видим, что изливаемая
жизнь разделяется и подразделяется до тех пор, пока не достигнет
периферии Великого Круга и затем начинает откатываться назад,
свертываясь обратно в саму себя. Эволюция начинается на поворотном
пункте, когда волна жизни начинает возвращаться к Ишваре. Предыдущая
стадия — стадия инволюции, во время которой эта жизнь окутывается
материей. В эволюции она раскрывает силы, которые в себе содержит.
Здесь мы можем сослаться на Ману, который сказал, что Ишвара вложил
свое семя в Великие Воды. Жизнь, которую дал Ишвара, не была развитой,
но способной к развитию. Вначале всё существует в зародыше. Как
родители отдают часть своей жизни для рождения ребенка, и как это
жизненное семя растет, проходя через множество фаз, пока не достигнет
рождения и потом, год за годом, через детство, юность и возмужание,
пока зрелость не будет достигнута, и образ отца опять не будет виден в
сыне, точно так же поступает и Вечный Отец. Он вкладывает семя в лоно
матери и дает жизнь. Но оно еще не развито. Тогда начинается его
восхождение, проявление одной за другой фаз жизни, которые оно в
состоянии выразить.
При изучении Вселенной мы видим, что ее вариации зависят от возраста.
Эта мысль имеет отношение к нашей проблеме. Этот мир не был сотворен
одним творческим Словом. Брахма сотворил мир медленно и постепенно
посредством длительной медитации. Одна за другой возникали живые
формы. Одни за другими сеялись семена жизни. Посмотрите на любую
Вселенную, и в любой точке времени вы найдете, что многообразие этой
Вселенной имеет Время своим главным фактором. Возраст развивающегося
зародыша будет отмечать стадию, которой достиг этот зародыш. Во
Вселенной в одно и то же время существуют зародыши различного возраста
и ступеней развития. Существуют зародыши минералов, то что мы называем
элементальными царствами. Зародыши, развивающиеся как растительное
царство, старше минерального царства, т.е. это означает, что они имеют
позади себя более продолжительный отрезок эволюции. Животные имеют
зародыш с еще более продолжительным прошлым. А зародыши, которые мы
называем человечеством, имеют самое продолжительное прошлое.
С самого начала каждый большой класс имеет свои различия. Таким
образом, отдельная личная жизнь в каждом человеке не существенна, но
она отлична от других, и мы отличаемся друг от друга в возрасте нашего
индивидуального существования, так же как отличаемся в возрасте наших
тел. Жизнь едина — одна жизнь во всех, но она закутана в различные
стадии времени, рассматривая это с точки зрения начала, когда семя
стало расти. Эту мысль вы должны понять ясно и четко. Когда
существование Вселенной подойдет к своему концу, в ней будут
находиться существа каждой стадии роста. Я уже говорила, что мир
связан с миром и Вселенная связана со Вселенной, т.е. некоторые
элементы будут на ранней стадии развития эволюции, другие — будут
готовы к развитию в сознании Бога в непродолжительном времени.
В этой Вселенной, когда пройдет ее жизненный период, будет всё
разнообразие роста, зависящего от различий во времени. Жизнь — одна
во всём, но стадии развития индивидуальной жизни зависят от времени,
посредством которого она отдельно развивалась. Таким образом, вы
можете схватить основную суть нашей темы — единая жизнь бессмертна,
вечна, бесконечна в своем источнике и цели. Но эта жизнь проявляется
в различных ступенях эволюции и в разных стадиях эволюции, различных
количествах присущей им силы, в зависимости от возраста отдельной
жизни. Если вы поймете эти две идеи, тогда вы сможете подойти к другой
части — к определению дхармы.
Дхарма может быть определена как