с поля
битвы, великодушие, чувство власти — таков долг кшатрия, рожденный его
собственной природой.
Землепашество, скотоводство и торговля — таковы обязанности вайшьи,
рожденные его собственной природой.
Область служения есть долг шудры, рожденный его собственной природой".
("Бхагавад-гита", XVIII.41-44).
Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием. И тогда
Он сказал: "Лучше исполнять свою собственную дхарму, чем хорошо
выполнить дхарму другого. Тот, кто выполняет карму, созданную своей
собственной природой, не навлекает на себя греха".
Посмотрите, как два слова дхарма и карма заменяют одно другое. В этом
— ключ к раскрытию проблемы. Разрешите мне дать вам сначала частичное
определение дхармы. Несколько позже мы приведем более полное определение.
Рассмотрим первую половину определения, а именно: "Дхарма есть
внутренняя природа, которая достигла в каждом человеке определенной
стадии развития и раскрытия". Внутренняя природа создает форму внешней
жизни, что выражается в мыслях, словах, действиях. Внутренняя природа
родилась в окружении, наиболее приспособленном для ее дальнейшего
роста. Первое, что нужно понять, — дхарма не что-то внешнее, подобно
закону или справедливости, религии или правосудию. Это — закон
развивающейся жизни, который формирует все ее внешние стороны для
самовыражения.
Чтобы понять это абстрактное выражение, разделим его на три части.
Первое — различия, для людей, имеющих разную дхарму. Мы уже упоминали
о четырех больших классах. Присмотревшись внимательнее, мы увидим, что
каждый человек имеет свою собственную Дхарму. Как это понять? Пока мы
не поймем природу различий, как они появились, почему они должны
существовать и что мы имеем в виду, когда говорим о различиях, как
каждый человек проявляет себя через посредство своих мыслей, слов и
действий, проявляет ступень, которой он достиг; пока мы не уловим это,
мы не сможем понять дхарму. Во-вторых, мы должны иметь дело с
эволюцией, так как нам придется проследить эти различия с самого
начала их проявления. И, наконец, мы должны рассмотреть проблему добра
и зла, ибо весь вопрос в нашем исследовании сводится к ответу на
вопрос: "Чем должен человек руководствоваться в своей жизни?"
В чем состоит совершенствование Вселенной? Когда мы начинаем думать
о Вселенной и своем восприятии ее, то представляем себе громадное
количество отдельных объектов, действующих более или менее гармонично.
Разнообразие — основная нота Вселенной, а единство — нота Непроявленного
Единого без Второго. Разнообразие — нота Проявленного и Обусловленного,
результат воли стать множеством.
Когда Вселенная приходит к бытию, Первопричина, Вечное, Непостижимое,
Неуловимое сияет благодаря Его воле. Что это сияние означает, никто не
дерзает предположить. Что оно означает с рассматриваемой нами стороны,
это до некоторой степени можно понять, Ишвара проявляется, но он
проявляется, окутанный покрывалом майи. В проявлении Высшего можно
наблюдать две стороны. Много слов используется для выражения этих
основных пар противоположностей: Ишвара и Майа, Сат и Асат, Реальное и
Нереальное, Дух и Материя, Жизнь и Форма. Этими словами мы пользуемся,
чтобы выразить нечто, лежащее почти вне наших возможностей, схватить
его умом. Все что мы можем сказать: "Так учили нас мудрецы, и это мы в
смирении повторяем".
Ишвара и майа... Что такое Вселенная? Это образ Ишвары, отраженный в
майе, — совершенный образ Ишвары, ибо он выбрал для ограничения самого
себя эту специальную вселенную, чей час рождения пришел. Но как может
ограниченное, частичное быть отражением Ишвары? Через множество
частиц, действующих совместно в одном гармоническом целом; бесконечное
разнообразие различий и многообразие сочетаний одного с другим должны
выражать закон божественной мысли, пока вся мысль не найдет свое
выражение в целостности этой совершенной Вселенной. Мы должны
постараться ухватить хоть некоторые проблески того, о чем здесь
говорится. Давайте вместе постараемся понять это.
Ишвара мыслит о Красоте; и тотчас его могучая энергия, всемогущественная,
зарождающая, проникает в майю и развивает ее в мириады форм и объектов,
которые мы называем прекрасными. Она прикасается к материи, которая
готова к формированию, например, к воде; и вода принимает миллионы
форм красоты. Мы видим ее в безграничном пространстве океана: тихого и
спокойного, когда нет ветра и когда небо отражается в глубине его
груди. Потом мы ловим другую форму Красоты, когда ветер накатывает
один