А. Безант

Дхарма (лекции)

с поля

битвы, великодушие, чувство власти — таков долг кшатрия, рожденный его

собственной природой.

Землепашество, скотоводство и торговля — таковы обязанности вайшьи,

рожденные его собственной природой.

Область служения есть долг шудры, рожденный его собственной природой".

("Бхагавад-гита", XVIII.41-44).

Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием. И тогда

Он сказал: "Лучше исполнять свою собственную дхарму, чем хорошо

выполнить дхарму другого. Тот, кто выполняет карму, созданную своей

собственной природой, не навлекает на себя греха".

Посмотрите, как два слова дхарма и карма заменяют одно другое. В этом

— ключ к раскрытию проблемы. Разрешите мне дать вам сначала частичное

определение дхармы. Несколько позже мы приведем более полное определение.

Рассмотрим первую половину определения, а именно: "Дхарма есть

внутренняя природа, которая достигла в каждом человеке определенной

стадии развития и раскрытия". Внутренняя природа создает форму внешней

жизни, что выражается в мыслях, словах, действиях. Внутренняя природа

родилась в окружении, наиболее приспособленном для ее дальнейшего

роста. Первое, что нужно понять, — дхарма не что-то внешнее, подобно

закону или справедливости, религии или правосудию. Это — закон

развивающейся жизни, который формирует все ее внешние стороны для

самовыражения.

Чтобы понять это абстрактное выражение, разделим его на три части.

Первое — различия, для людей, имеющих разную дхарму. Мы уже упоминали

о четырех больших классах. Присмотревшись внимательнее, мы увидим, что

каждый человек имеет свою собственную Дхарму. Как это понять? Пока мы

не поймем природу различий, как они появились, почему они должны

существовать и что мы имеем в виду, когда говорим о различиях, как

каждый человек проявляет себя через посредство своих мыслей, слов и

действий, проявляет ступень, которой он достиг; пока мы не уловим это,

мы не сможем понять дхарму. Во-вторых, мы должны иметь дело с

эволюцией, так как нам придется проследить эти различия с самого

начала их проявления. И, наконец, мы должны рассмотреть проблему добра

и зла, ибо весь вопрос в нашем исследовании сводится к ответу на

вопрос: "Чем должен человек руководствоваться в своей жизни?"

В чем состоит совершенствование Вселенной? Когда мы начинаем думать

о Вселенной и своем восприятии ее, то представляем себе громадное

количество отдельных объектов, действующих более или менее гармонично.

Разнообразие — основная нота Вселенной, а единство — нота Непроявленного

Единого без Второго. Разнообразие — нота Проявленного и Обусловленного,

результат воли стать множеством.

Когда Вселенная приходит к бытию, Первопричина, Вечное, Непостижимое,

Неуловимое сияет благодаря Его воле. Что это сияние означает, никто не

дерзает предположить. Что оно означает с рассматриваемой нами стороны,

это до некоторой степени можно понять, Ишвара проявляется, но он

проявляется, окутанный покрывалом майи. В проявлении Высшего можно

наблюдать две стороны. Много слов используется для выражения этих

основных пар противоположностей: Ишвара и Майа, Сат и Асат, Реальное и

Нереальное, Дух и Материя, Жизнь и Форма. Этими словами мы пользуемся,

чтобы выразить нечто, лежащее почти вне наших возможностей, схватить

его умом. Все что мы можем сказать: "Так учили нас мудрецы, и это мы в

смирении повторяем".

Ишвара и майа... Что такое Вселенная? Это образ Ишвары, отраженный в

майе, — совершенный образ Ишвары, ибо он выбрал для ограничения самого

себя эту специальную вселенную, чей час рождения пришел. Но как может

ограниченное, частичное быть отражением Ишвары? Через множество

частиц, действующих совместно в одном гармоническом целом; бесконечное

разнообразие различий и многообразие сочетаний одного с другим должны

выражать закон божественной мысли, пока вся мысль не найдет свое

выражение в целостности этой совершенной Вселенной. Мы должны

постараться ухватить хоть некоторые проблески того, о чем здесь

говорится. Давайте вместе постараемся понять это.

Ишвара мыслит о Красоте; и тотчас его могучая энергия, всемогущественная,

зарождающая, проникает в майю и развивает ее в мириады форм и объектов,

которые мы называем прекрасными. Она прикасается к материи, которая

готова к формированию, например, к воде; и вода принимает миллионы

форм красоты. Мы видим ее в безграничном пространстве океана: тихого и

спокойного, когда нет ветра и когда небо отражается в глубине его

груди. Потом мы ловим другую форму Красоты, когда ветер накатывает

один