А. Безант

Дхарма (лекции)

от зародыша к божественному

человеку шаг за шагом, в каждой стадии проявляющейся жизни. Эта

эволюция совершается посредством божественной воли. Бог выступает как

движущая сила, направляющая дух всего. Это его способ построения мира.

Это метод, который он избрал для душ, являющихся его детьми, чтобы они

могли стать подобием своего Отца. Но это ли составляет суть Закона?

Добро есть то, что работает с божественной целью в эволюции Вселенной

и двигает эту эволюцию от несовершенного к совершенному. Злом является

то, что задерживает и разрушает эту божественную цель и толкает

Вселенную назад к первоначальной стадии ее развития.

Вселенная развивалась от минерала к растению, от растения к животному,

от животного к животно-подобному человеку и от животно-подобного

человека к божественному человеку. Добро — то, что помогает эволюции

идти к божественности; зло — то, что тянет ее обратно и задерживает ее

прогресс.

Теперь, быть может, мы получим ясное представление об этом Законе и

не будем больше беспокоиться о различных точках зрения на добро и зло.

Представьте себе лестницу, стоящую на платформе и прислоненную где-то

выше крыши; допустим, один из вас взобрался на пять ее ступеней,

другой — на две, третий — стоит на платформе. Для человека, который

взобрался на пять ступеней, спуститься к человеку, стоящему на второй

ступени, — означает спуститься вниз, но для человека, стоящего на

платформе, взобраться на две ступени означало бы подняться вверх.

Предположим, что каждая ступень представляет поступок человека и он

будет моральным и аморальным в одно и то же время, в зависимости от

того, с какой точки зрения мы будем смотреть на него. Действие,

которое морально для грубого человека, окажется аморальным для

высококультурного человека. Так как для человека на высокой ступени

лестницы спускаться вниз к низшей будет означать — идти против

эволюции, и поэтому для него такое действие будет аморальным; но для

человека, поднимающегося с низшей ступени, — стоять на той же самой

ступени является моральным, ибо это путь его восхождения. Таким

образом, эти два человека могут стоять на одной и той же ступени

лестницы, но, чтобы встать на нее, один должен был подняться вверх,

а другой — спуститься вниз. Однако это действие для одного будет

моральным, а для другого — аморальным. Если вы понимаете это, тогда

мы начнем постигать наш закон.

Возьмем трех юношей; один из них — умный и интеллектуальный, но очень

любит удовлетворять телесные потребности, любит поесть и всё, что дает

ему чувственное наслаждение. Другой юноша выражает некоторую

зарождающуюся духовность: он способный, активный и умный. У третьего

юноши — уже раскрывшийся духовный подъем в некоторой степени. Итак,

перед вами трое юношей. Какой мотив мы должны использовать, чтобы

помочь эволюции каждого? Если мы обратимся к юноше, который любит

чувственные удовольствия, и скажем ему: "Сын, твоя жизнь должна быть

альтруистической, ты должен вести жизнь аскета". Он пожмет плечами в

ответ и уйдет, и мы не поможем ему подняться ни на одну ступень

лестницы. Если же мы скажем ему: "Мой мальчик, твои наслаждения —

это удовольствия, которые дают тебе только минутные радости, но они

погубят твое тело и расстроят твое здоровье; взгляни на этого

преждевременно состарившегося человека, который вел жизнь в

удовлетворении своих чувственных желаний; это может стать и твоим

уделом, если пойдешь его жизненным путем. Не лучше ли тебе уделить

часть времени развитию своего ума, изучить что-нибудь так, чтобы ты

был в состоянии потом написать книгу, сочинить поэму или помочь

какому-нибудь общественному делу? При этом у тебя появятся деньги,

хорошее здоровье и к тебе придет слава, таким образом ты сможешь

удовлетворить свое честолюбие. Вот тебе деньги, пойди и купи на них

книгу вместо того, чтобы покупать сладости".

Убеждая его таким образом, я побуждаю этого юношу к идее честолюбия,

так как у него нет еще силы отозваться на идею самопожертвования.

Мотив честолюбия — эгоистичен, но, тем не менее, он более высокого

порядка, чем чувственные удовольствия. Это даст ему нечто интеллектуальное

и поднимет его из грубого состояния, помещая его на ступень человека,

который развивает интеллект, и таким образом поможет ему подняться на

более высокую ступень эволюции. Это будет более мудрое ученее для

него, чем идея невыполнимой самоотверженности. Это даст ему идеал,

приспособленный к его развитию.

Но когда мы подходим к развитию юноши с пробуждающейся духовностью,

я