А. Безант

Дхарма (лекции)

и

непроявленном. Понимать, что означает дхарма, — и этим вы уже будете

служить миру.

Я не хочу ни на одну йоту понизить ваш собственный идеал. Вы не можете

стремиться к "слишком высокому". Уже тот факт, что вы можете достигнуть

его, делает его вашим, но не делайте этого по отношению к менее

развитому младшему брату. Стремитесь к самому возвышенному, которое

вы в состоянии себе представить и любить, но при этом учитывайте

средства, цель, ваши силы и устремления. Стремитесь сделать их

возвышенными. Это семена сил вашей следующей жизни. Если ваши идеалы

высокие, то вы будете расти; к чему вы стремитесь сегодня, тем вы

станете в будущем. Когда развивается высшая природа, вы можете

обращаться к таким качествам, как самопожертвование, чистота,

совершенная преданность и воля, устремленная к Богу. Это идеал для

высшего осуществления. Но будем подниматься к нему постепенно, иначе

мы не достигнем его вообще.

Лекция 3

ДОБРО И ЗЛО

В вышеизложенном мы уделили внимание тому, что я бы назвала

теоретической стороной этой, в значительной степени сложной и трудной

проблемы. Мы старались понять, как возникают естественные различия

характеров. Мы попытались охватить грандиозную идею, что этот мир

предназначен для роста из простого зародыша жизни, данного Богом, в

его образ и подобие, из которого он произошел. Совершенствование этого

образа может быть достигнуто лишь посредством разнообразия ограниченных

объектов, но сложность состоит в том, что обязательно подразумевается

ограничение каждого объекта. Тогда, по закону роста, мы должны иметь

существование во Вселенной, а также многосторонность внутренне

развивающихся сил. Но так как все существа находятся в различной стадии

эволюции, то мы не можем ставить перед ними одинаковые требования или

ожидать от них выполнения тех же обязанностей. Мораль следует изучать

в соответствии с народами, которые будут ее применять.

Обсуждая стандарт добра и зла для каждой личности, следует учитывать,

какой стадии роста достигла эта индивидуальность. Абсолютное добро

пребывает лишь в одном Ишваре. Наши понимания о добре и зле —

относительны и в большей степени зависят от эволюции, которой мы

достигли. Далее я постараюсь применить эту теорию к поведению в жизни.

Продолжая нашу линию исследования, попытаемся найти разумную и научно

обоснованную идею нравственности, чтобы в дальнейшем не было никакой

путаницы.

Нравственность имеет свои законы. Как всё во Вселенной, она является

выражением божественной мысли, но также со своими условиями и ограничениями.

Таким образом, существует возможность вывести космос из настоящего

нравственного хаоса и выучить практические уроки морали, которые позволят

Индии расти, развиваться и стать в мире опять примером, вновь обрести свое

бывшее величие и древнюю духовность.

Среди западных народов существуют три признанных школы этики.

Напомним, что западное мышление очень повлияло на Индию и особенно

влияет на растущее поколение, на котором покоится вся надежда Индии.

Поэтому ознакомимся с этими школами нравственности, их различными

теориями и учениями, попытаемся избежать их ограниченности и возьмем

от них все то хорошее, что они могут дать.

Существует школа, которая говорит, что Божественное Откровение есть

основа морали. Но оппоненты этого утверждения заявляют, что в нашем

мире существует много религий и каждая из них имеет свое собственное

откровение. Рассматривая всё разнообразие религиозных писаний, трудно

сказать, что одно откровение должно рассматриваться как высший

авторитет. Естественно, что каждая религия будет утверждать, что ее

откровение — самое авторитетное. Кто может найти правильное решение

в этом споре? Поэтому недостатком этой теории является то, что она

влияет на все этические стандарты, основанные на откровении, данном

однажды для всех. Эта схема пригодна лишь для того времени, для

которого она была дана. Но все нации развиваются по-разному, и

оказывается, что то, что было подходящим для людей во время их

младенчества, становится непригодным для нации во время ее возмужания.

Много заповедей, когда-то очень полезных, под влиянием перемены

обстоятельств уже больше не годятся для нашего времени. Особые

трудности возникают, когда мы имеем дело с индийскими писаниями, так

как в них можно найти громадное разнообразие этических учений, пригодных

для всех ступеней развивающихся душ. Там можно найти простые и понятные

наставления, которыми самые молодые души могут воспользоваться. Но в них

можно найти Учения