будут способны к эволюции, и,
руководствуясь жизнью и внутренней природой, осуществлять задачу
следующей ступени — достижения богатства. Ибо во всем мире дхарма
вайшьи есть развитие некоторых определенных качеств. Справедливость,
добросовестные отношения этого человека с другими, независимость
поведения от побуждения чувств, развитие таких качеств, как
проницательность, энергичность, умение балансировать своими долгами,
справедливая оплата в честном обмене, а также умеренность, отсутствие
расточительности и сумасбродства, выплата справедливого вознаграждения
за выполненную работу — все эти качества ведут его к дальнейшему
росту. Для вайшьи положительное качество — быть экономным, отказываться
платить больше, чем он должен, настаивать на справедливом и честном обмене.
Всё это развивает качества, необходимые для его будущего совершенства. В
своей ранней стадии они иногда неприятны, но с высшей точки зрения, это —
дхарма данного человека, и если она не будет выполнена, позднее она может
создать слабый характер, что повредит его эволюции.
Терпимость — закон для его дальнейшего роста, но нетерпимость в
отношении небрежности или слишком большой щедрости.
Он должен достигнуть богатства путем упражнения таких свойств, как
бережливость и исполнительность, и потом употребить это богатство для
благородных целей, субсидируя ученых, давая средства на претворение
в жизнь достойных планов, для общественного благополучия. Собирать
богатство с энергией и проницательностью и тратить накопленное
богатство благоразумно — это и есть дхарма вайшьи, результат его
природы и закон его дальнейшего роста.
Это приводит нас к следующей ступени, к ступени правителей, воюющих
и борющихся воинов, где внутренняя природа — боевая, агрессивная,
отстаивающая свою собственную позицию, готовая защищать слабого,
повинуясь голосу справедливости. Храбрость, бесстрашие, благородное
великодушие, отдача жизни для защиты слабых, выполнение своего долга —
вот дхарма кшатрия. Его долг — защита от всяких внешних нападений
того, что дано ему под охрану. Иногда это может стоить ему жизни,
но это не имеет значения, он должен выполнять свой долг. Защищать,
охранять — его работа. Его сила — барьер между слабыми и угнетателями,
между беспомощными и теми, кто попирает их. Его предназначение — идти
на войну и бороться в джунглях с дикими зверями.
Не понимая, что такое эволюция и закон роста, вы приходите в ужас от
войны. Великий Риши, который создал такой закон, знает, что слабая
душа никогда не сможет достигнуть совершенства. Никто не может
накопить силу без мужества, стойкость и мужество невозможно
приобрести, если не научишься смотреть опасности прямо в лицо и пока
не будешь готовым отдать свою жизнь, если долг потребует этой жертвы.
Наш сентиментальный слабовольный псевдоморалист ужасается от такого
учения, но он забывает, что в каждой нации есть души, нуждающиеся в
такой тренировке и чья дальнейшая эволюция зависит от успеха в ее
достижении. Поэтому я вновь обращаюсь к Бхишме, воплощению дхармы, и
напоминаю его слова, что долг кшатрия — убивать тысячи своих врагов,
если в этом состоит его долг защищать. Война ужасна, сражение на поле
боя потрясает, наши сердца возмущаются этими картинами, мы содрогаемся
при виде мучений искалеченных, израненных тел. В значительной степени
это происходит потому, что мы всецело введены в заблуждение внешней
формой. Единственная цель тела состоит в том, чтобы дать возможность
находящейся внутри ее жизни развиваться. С того момента, когда она
научилась всему, что это тело могло дать ей, пусть оно погибнет и
освободит душу, которая возьмет новое тело, которое даст ей возможность
проявить более высокие силы. Мы не в состоянии разгадать майю. Наши тела
погибают вновь и вновь, но каждая смерть есть воскресение для высшей
жизни. Тело само по себе не что иное, как одежда, в которую облачается
душа, и ни один даже самый мудрый человек не хотел бы, чтобы оно было
вечным. Мы одеваем своего ребенка в малые одежды и меняем их по мере роста
ребенка. Но мы никогда не хотели бы, чтобы одежда нашего ребенка была
сделана из металла, что связало бы рост ребенка.
Итак, наше тело — всего лишь одежда. Нужно ли ее делать из железа,
чтобы она никогда не погибла? Разве душа не нуждается в новом теле для
своего роста? Тогда дайте телу умереть. Это трудный урок, которому
должен научиться кшатрий. Отбрасывая свою телесную жизнь на земле,
душа приобретает силу самопожертвования. Кшатрий учится мужеству,
терпению,