А. Безант

Дхарма (лекции)

пробуждающаяся жизнь, соприкасаясь с внешним

объектом, познает его, как дающего удовольствие или страдание, тогда

мы говорим, что этот объект понят и качество восприятия или создание

звена между внешним и внутренним мирами развито, и когда эти

взаимоотношения стали более прочными, то начинает зарождаться и расти

в этом организме ментальная сила.

Для примера возьмем стадию дикаря. На этой стадии мы сможем быстрее

проследить эти ранние ступени. В нем сознание "Я" и "не-Я"

устанавливаются медленно. "Не-Я" касается его, "Я" чувствует это;

"не-Я" создает удовольствие, "Я" сознает это; "не-Я" причиняет ему

страдание, "Я" страдает. Так начинается интеллект, так начинает

развиваться корень самоосознания. Создается центр, к которому всё

направляется и от которого всё исходит. От постоянно повторяющихся

вибраций возникают всё более быстрые результаты, и так как повторение

вызывает восприятие сознанием объектов, дающих удовольствие, то

развивается следующая стадия — ожидание удовольствия до образования

контакта. Объект признается источником удовольствия, и это ожидание

есть первый проблеск памяти и начало воображения, т.е. соединение

интеллекта с желанием. Это ожидание вызывает проявление других

дремлющих качеств ума. Осознание предмета и ожидание удовольствия

создает следующую стадию — создание живого ментального образа этого

предмета, т.е. воспоминание о нем, и это возбуждает желание получить

этот предмет опять. Далее появляется стремление найти этот объект,

который доставляет приятное чувство. Таким образом человек наполняется

желаниями. Он хочет удовольствий, поэтому направляет свой разум к их

достижению. Он еще бы долгое время оставался в стадии животного, где

у него не было никаких стремлений, если бы новый вид активности в его

внутреннем теле не заставил его желать удовольствий, которые может

дать лишь внешний мир.

Еще раз вернемся к животному и подумаем, что влечет животное к

действию: желание избежать неприятных ощущений. Например, животное

чувствует голод, поэтому ему необходимо найти еду и оно пускается

на поиски еды. Животное чувствует жажду, и желая утолить ее, оно

отправляется в поисках воды. Таким образом, оно всегда в поисках

объектов, которые удовлетворяют его желания. Удовлетворите его

желания, и оно успокоится. У животных нет собственной инициативы к

действию. Толчок должен произойти извне. Эволюцию сознания можно

проследить во взаимодействии внешних стимулов к действию и стимулов,

возникающих по собственной инициативе. Низшее сознание стимулируется

импульсами, идущими извне. Высшее сознание — импульсами изнутри.

Итак, возвращаясь к нашему дикарю, мы находим, что удовлетворение

желаний — стимул и закон для его прогресса. Как непривычно звучит это

для многих из вас. Ману говорит: "Желать освободиться от желаний путем

их удовлетворения — всё равно что стараться потушить огонь, подливая в

него масло". Желания следует сдерживать и ограничивать. Желания должны

быть полностью уничтожены, и это безусловная истина, но только тогда,

когда человек достиг определенной стадии эволюции. На ранних стадиях

удовлетворение желаний — закон эволюции. Если он не удовлетворит свои

желания, для него невозможен дальнейший рост. Вы должны понять, что на

этой стадии нет ничего такого, что можно было бы назвать нравственностью.

Там нет различия между добром и злом. Каждое желание должно быть

удовлетворено. Когда центр зарождающегося самосознания ищет удовлетворения

желаний, тогда он растет. Он не выбирает, его внутренняя природа,

отмеченная развитием желаний, требует удовлетворения — таков закон

его роста. Вы не найдете в нем сознания добра и зла и ни малейшего

представления, что удовлетворение желаний запрещено высшим законом.

Но без удовлетворения желаний нет дальнейшего роста. Этот рост должен

подготовить путь к рождению разума, суждений, к развитию высших сил,

памяти и воображения. Всё это может развиваться только через

удовлетворение желаний. Опыт — закон жизни, и он же — закон роста.

Пока человек не наберется разного рода опыта, он не сможет познать,

что он живет в мире Закона.

Существуют два пути, которыми Закон запечатлевает себя в человеке:

удовольствие или наслаждение — если Закон выполняется, боль — если

Закону противятся. Если на этой ранней стадии человек не имеет

разнообразного опыта, как может он познать существование Закона, как

может возникнуть чувство различия между добром и злом? Вселенная

никогда бы не смогла прийти к бытию без противоположностей, и на одной

из