Анни Безант. Дхарма (лекции)
Анни Безант
ДХАРМА
Три лекции, прочитанные А. Безант в октябре 1898 г. в Бенаресе на
восьмом ежегодном съезде индусской секции Теософического общества.
Лекция 1
РАЗЛИЧИЯ
Когда нации одна за другой были посланы на землю, каждой из них Бог
дал специальное Слово, или Весть, которую она должна принести в мир и
сообщить это, исключительно ей свойственное Слово от Вечного. Если
взглянуть на историю наций, то через уста ее народов мы сможем
услышать звучание этой вести, и это является даром этой нации миру по
пути к идеальному человечеству. Для Египта этим Словом в древние
времена была религия. Для Персии это Слово — чистота. Для Халдеи —
наука. Для Греции это Слово — красота. Для Рима этим Словом был закон.
А Индии, самой старшей из Его детей, он дал Слово, которое объединяет
все в одно целое, — дхарму. Это и есть Слово Индии, которое она
принесла в дар миру. Это слово обладает могучей беспредельной силой, и
мы не можем не преклонить колени перед величайшим, когда-либо виденным
в мире воплощением дхармы, перед Бхишмой, сыном Ганги, самым могучим
воплощением Долга.
Давайте отправимся в путешествие на пять тысяч лет тому назад и
взглянем на этого героя, лежащего на ложе из стрел на поле битвы
Курукшетра и удерживающего смерть до последней возможности, пока не
пробьет ею назначенный час. Мы проходим через нагроможденные груды
убитых воинов, через горы убитых слонов и лошадей, мимо множества
похоронных костров, кучи ломаного оружия и повозок. Подойдем к герою,
лежащему на ложе из стрел, пронизанному сотнями стрел, с головой,
покоящейся на подушке из стрел. Он отказался от подушки, которая дала
бы ему мягкое изголовье, и предпочел только подушку из стрел, данную
ему Арджуной. Он, совершенный в дхарме, еще юношей, ради своего отца,
ради долга, ради любви, которую он питал к отцу, дал великую клятву
отречения от семейной жизни, от короны, во исполнение отцовской воли и
удовлетворения отцовского сердца.
Шантану благословил его чудесной милостью, что смерть придет к нему
тогда, когда он сам пожелает умереть и призовет ее. Когда Бхишма упал,
пронзенный сотнями стрел, солнце находилось в южной стороне и время
было неблагоприятно для смерти того, кто не должен более вернуться
обратно. Он воспользовался силой, данной ему Отцом, и приостановил
смерть, пока солнце не откроет ему путь к вечному миру и освобождению.
Когда в продолжении многих томительных дней он лежал в агонии, мучимый
страданиями изувеченного тела, в котором был воплощен, его обступили
многие риши и оставшиеся воины арийских царей, туда пришел также Шри
Кришна, чтобы взглянуть на Верного. Пришли и пять царей, сыновей
Панду, победителей в великой войне. Они стояли вокруг него, в слезах
преклоняясь перед ним и желая выслушать его наставления.
В минуты этих тяжелейших страданий к Бхишме пришли слова от Того, чьи
уста были устами Бога. Он освободил его от жгучего жара и дал отдых
телу, ясность ума и внутреннее спокойствие. После этого Он предложил
ему объяснить миру, что такое дхарма; ему, вся жизнь которого учила
дхарме, который никогда не отклонялся от Пути праведности, кто, будучи
и сыном, и царем, и государственным деятелем, и воином, всегда выбирал
Узкий Путь. Окружавшие просили его объяснить смысл Дхармы, и Васудэва
предложил ему рассказать о дхарме, так как он был достоин это сделать
("Махабхарата", Шанти Парва, 54).
Тогда сыны Панду во главе со старшим братом Юдхиштхирой, бывшим
предводителем войска, который привел Бхишму к смерти, еще теснее
обступили его. Но Юдхиштхира не осмелился приблизиться к Бхишме, а тем
более задать вопросы, полагая, что он виновен в крови своего старшего
брата и не имеет права просить о наставлении, так как стрелы, в сущности,
принадлежали ему и были пущены по его приказанию. Видя его колебания,
Бхишма, чей ум был всегда уравновешен и который прошел трудный путь
долга, никогда не уклоняясь в сторону, произнес незабываемые слова:
"Как долг брахмана состоит в упражнении в делах милосердия,
приобретения знаний и покаянии, точно так же долг кшатрия (воина) —
жертвовать своим телом в битве. Кшатрий должен убивать отцов и
дедов, братьев, наставников и родственников, которые, возможно, будут
вовлечены с ним в несправедливый бой. Это долг воина. О, Кешава, ведь
сказано, что кшатрий (воин) должен знать свои обязанности и убивать
в битве своих лучших наставников, если случится им быть греховными,
алчными, нарушающими клятвы... Спрашивай меня без всякого