время в вашем мире. Что я невидим для физических глаз, это не
доказательство, что меня нет там. Без этой перемены центра внимания,
— а это достигается актом воли по определенному методу, который
нужно знать, — я мог бы занимать одно и тоже пространство с
кем-нибудь из обитателей вашего мира и даже не знать о том. Заметьте
это хорошенько; но это — лишь одна сторона того, что я хочу сказать;
другая сторона состоит в том, что и вы можете в любое время —
насколько это касается пространства — очутиться в непосредственной
близости с интересными вещами нашего мира и не подозревать о том.
Но если вы сосредоточитесь на нашем мире, вы будете более или
менее сознавать его. Так же и я, зная, как нужно сосредоточиться на
вашем мире, я немедленно могу переноситься сознанием сюда и могу
наслаждаться видами различных городов и меняющимися картинами различных
стран.
В самом начале моего пребывания здесь я очень плохо видел землю,
теперь я вижу ее гораздо лучше.
Нет, я не собираюсь передавать вам формулу для передачи другим,
которая бы сделала их и вас способными по произволу менять фокус
внимания, чтобы входить в сношение с этим миром; не собираюсь
потому, что такое знание на вашей ступени развития сделало бы более
зла, чем добра. Я только утверждаю факт и предоставляю применять
его тому, у кого окажется для этого достаточно любознательности, и
кто владеет необходимыми для этого способностями.
Моя цель, заставившая меня писать эти письма, убедить колеблющихся
в том, что душа продолжает жить и сознавать и после той телесной
перемены, которую вы называете смертью. Многие думают, что
они верят, но не всегда эта вера оказывается настоящей. Если бы мне
удалось дать почувствовать свое присутствие — как живой сущности —
в этих письмах, это укрепило бы сознание бессмертия у тех, которые
прочтут их.
Наш век продолжает быть материалистическим. Большинство не
чувствует никакого реального интереса к жизни по ту сторону могилы.
Но все люди рано или поздно перейдут сюда, и, может быть, некоторые
из них найдут перемену менее трудной и менее страшной благодаря тому,
что я передал им. Разве это не стоит тех усилий, которые делаем
мы, вы и я?
Каждый человек, приближающийся к великой перемене, который захочет
серьезно и внимательно вчитаться в эти письма и усвоить их
содержание, и который не забудет его при переходе сюда — будет огражден
от всякого страха.
Но вернемся к моим странствиям. Я был в Константинополе и стоял
в той самой комнате, где однажды перенес замечательное переживание
сотни лет назад. Я видел те же стены, я трогал их, я читал
эфирную летопись всего, происшедшего внутри этих стен и мою собственную
историю в связи с ними.
Я ходил по розовым садам Персии, я вдыхал аромат цветов, потомков
тех самых роз, благоухание которых приводило меня в экстаз,
когда я проходил по тем же самым садам, в ином теле, совершенно
несходном с моей последней формой. Это благоухание заставило меня
вспомнить.
И в Греции я жил, но только в ее древние дни. Что это была за
раса! Я думаю, что тайной ее могущества была сосредоточенность.
Весь эфир вокруг полуострова наполнен отражениями ее подвигов, ее
смелой мысли и отважных действий. Старинная эфирная летопись — такой
яркости, что она просвечивает сквозь позднейшие начертания; ибо
то, что носит название "астральной хроники" находится всюду слоями,
один над другим. Можно прочитывать любой слой, или по естественному
сродству с ним, или актом сознательно направленной воли. И это нисколько
не удивительнее того, что происходит в Британском Музее,
когда любой из вас ходит среди миллионов томов, выбирая из них тот,
который ему нужен. Самые изумительные вещи оказываются всегда очень
простыми, если только владеть ключом к их тайне. Нужно признать,
что много вздора было написано относительно вибраций, и тем не менее
истина скрывается именно здесь. Нет дыма без огня.
В Индии я видел йогов во время медитации. Знаете ли вы, почему
их особый способ дыхания влечет за собой психические результаты?
Нет, вы не можете знать. Слушайте же, вследствие задержанного дыхания
образуется — не знаю, могу ли я назвать это ядом? Но это нечто,
что я назову ядом, действуя на психическую природу человека, изменяет
ее вибрации. Вот и все. Сколько книг было написано про йогу,
но кто упомянул об этом?. Обыкновенные здоровые легкие, при обыкновенном
дыхании отделываются от этого яда процессами, хорошо известными
физиологам; но для человека, все еще живущего в физических условиях,
для