от страха разрывается, в общем непременно разобьетесь); прыгать с
парашютом (сильный скоростной напор не позволит выдыхать воздух и,
следовательно, дышать); находиться в Космосе (в невесомости человек либо умрет
от невозможности проглатывать пищу и воду, либо сойдет с ума)... Что говорить,
если долгое время люди боялись даже прыгать с мостов в воду ногами вперед,
'солдатиком', считалось, что коварная вода непременно разорвет прыгуна на две
части! Иногда мы, люди, сначала внедряли какое-либо новшество, а затем годами
узнавали о сопровождающих его новых и новых неприятных сюрпризах, но в описанных
случаях все было наоборот - внедрение влекло за собой скорее развенчивание
старых страхов, чем создание новых. Так что и с хронопутешествиями не исключено
повторение этих историй.
Сейчас наши знания о принципах перемещения во Времени находятся на уровне знаний
XIX века в области самолетостроения. Точнее говоря, знаний и опыта очень мало,
испытавших новый вид транспорта на собственной шкуре совсем нет, а вот чего в
избытке, так это Скептицизма, иронии, мудрых предостережений, глупых (возможно?)
предрассудков и страха перед непонятным.
Но непонятное же и манит, и притягивает. Строительство заводов на Марсе - это
проза, которой будут гордиться, но о которой вряд ли напишут стихи,
строительство же Машины Времени, встречи с собственной прапрабабушкой - это
поэзия или, если хотите, сказка для взрослых.
'Впервые Эверанд действительно почувствовал реальность путешествий во времени.
Он понимал их умом, восхищался ими, но ощущал их как своего рода экзотику.
Сейчас же, трясясь по Лондону в двухколесном кебе (не в стилизованном под
старину экипаже для туристов, а в самой настоящей пыльной и расхлябанной
коляске), вдыхая утренний воздух, в котором чувствовалось больше дыма, чем в
городе XX века, но не было бензиновых паров; видя... джентльменов в котелках и
цилиндрах, чернорабочих, женщин в длинных платьях - не актеров, а живших,
настоящих людей - он по-настоящему осознал, где он находится. Его мать еще не
появилась на свет, его бабушка и дедушка были еще молодой парой, собиравшейся
пожениться. Гровер Кливленд был президентом Соединенных Штатов, Виктория -
королевой Англии, Киплинг сочинял свои произведения, а последнему восстанию
индейцев в Америке еще предстояло произойти... Эверанд испытал настоящее
потрясение' (Андерсон П. Патруль времени. СПб.: Северо-Запад, 1993).
Подобная идиллия может быть вполне нарушена самой обычной тривиальной поломкой
транспортного средства. Что ждет несчастных, когда они для срочного ремонта
съедут на 'обочину' во времена феодальных распрей, когда ближайшая
энергозаправочная станция будет в трех километрах и пяти столетиях? Что ни
говорите, а с такой техникой скучать не придется. И пренебрегать очередным
техническим обслуживанием - тоже!
'Машина Времени исчезла! Как удар хлыстом по лицу, меня обожгла мысль, что я
никогда не вернусь назад, навеки останусь беспомощный в этом новом, неведомом
мире! Сама мысль об этом была мучительна. Я почувствовал, как сжалось мое горло,
пресеклось дыхание. Ужас овладел мною...' (Уэллс Г. Машина времени).
Иногда, конечно, современные авторы позволяют своим героям обращаться со
Временем на 'ты'. Название рассказа Роберта Шекли 'Вор во времени' говорит само
за себя. Но воспринимается подобный сюжет не больше чем гипертрофированная
пародия; в сознании большинства читателей со времен Уэллса образ
хронопутешественников, кажется, навсегда закрепился с образом некоего
гениально-чудаковатого профессора. И сюжет уж затаскан: непризнанный гений
самостоятельно изобретает, рассчитывает, строит... и, наконец, испытывает Машину
Времени, во время одного испытания чудак исчезает бесследно где-нибудь в мезозое
или палеолите, унося с собой свою тайну. В мечтах исчезают, как правило,
прекрасные сказочные города (Китеж, Утопия), а в страшных снах не менее успешно
исчезают различные чудовища. Машина Времени может быть и воплощением мечты, и
исчадием зла, и бесценным научным прибором, и страшным оружием - в зависимости
от того, в чьи руки она попадет.
Вероятнее всего, обойдется без рук маньяков. Логичным было бы предположить, что
развитие хроноплавания будет один к одному напоминать историю космонавтики.
Вначале - автоматы, животные, тщательно отбираемые и контролируемые испытатели,
затем - коллективные и интернациональные экипажи; широкое участие коммерческих
туристов - под вопросом. Участие же неорганизованных