как строительные остатки
этого времени оказались частично 'перекрытыми', частично разрушенными
несколько более поздним греческим же ст оительством.
IV-III века до н. э. связаны с пребыванием здесь херсонесцев, которые,
как известно по письменным источникам, утверждаются к III веку до н.
э. на плодородных землях побережья северо-западного Крыма. Земли эти
необходимы были Херсонесу для обеспечения жителей хлебом и для
торговли им с греческими городами Средиземноморья.
Первое свидетельство о попытках скифов захватить в свои руки
херсонеские поселения и крепости северо-западного побережья Крыма дает
текст присяги херсонеских граждан.
Раскрытые на 'Чайке' строительные остатки IV-III веков до н. э. дают следующую картину. Здесь в IV веке до н. э. хереонесцы в лучших традициях греческого строительного искусства возвели монументальное архитектурное сооружение, занимавшее площадь окол
5 тысяч квадратных метров. Это сооружение, частично открытое А. Н.
Карасевым, трактовалось исследователем как укрепленный складской
архитектурный комплекс: крепость-склад для хранения (перед отправкой
его в Херсонес) хлеба, собираемого у жителей сел скохозяйственных
поселений, находившихся недалеко от крепости. Первое разрушение и
перестройка этого комплекса относятся к началу III века до н. э. Затем
прослежены и более поздние разрушения восстановленных и перестроенных
архитектурных комплексов, атированных в пределах III и середины II
века до н. э.
Эти факты при сопоставлении с письменными источниками говорят
определенно, что греки ушли отсюда под нажимом скифов.
Значительно труднее в настоящее время ответить на другой вопрос:
действительно ли здесь побывал полководец понтийского царя Диофант? В
начале работ этот вопрос не вызывал сомнений в положительном ответе.
Теперь же, после почти полного раскрытия скифс ой крепости, во всяком
случае ее первоначального ядра (это было сделано только в 1976 году),
создается впечатление (тщательная обработка материалов последних лет
позволит об этом говорить в ближайшее время более определенно), что
скифская крепость бы а поставлена на культурный слой, датируемый
рубежом II-I веков до н. э., другими словами, она была сооружена после
походов Диофанта. Поэтому почти наверняка можно говорить, что Диофант
не мог брать эту крепость, так как она не была еще построена. Одн ко
это положение не исключает полностью возможности появления здесь войск
Диофанта. Ведь скифы могли в тот период использовать частично
восстановленные ими греческие оборонительные сооружения, которые
местами (что отмечал еще А. Н. Карасев) сохранили следы ремонта их
скифами.
Что касается оборонительных сооружений скифов, то действительно
вначале предполагалось, что восточная оборонительная линия состояла из
двух каменных поясов с песком между ними. Теперь выяснилось, что это
не совсем так.
Непосредственно к наружному поясу примыкали жилые помещения, с крыш
которых жители могли отражать нападения неприятеля, например установив
легкие метательные орудия. Это подтверждает и открытие лестниц,
ведущих на крыши. Кроме того, западная стена им ла две выступающие
башни, защищавшие вход в крепость.
Во время раскопок не было получено никаких определенных данных,
позволяющих говорить о пребывании здесь римлян.
Конечно, чайкинский памятник не столь уж богат находками. И все же в
помещениях греческих и скифских жилищно-хозяйственных комплексов есть
немало интересного, главным образом керамики.
Особенно богатыми оказались греческие слои. Здесь обнаружены завалы
упавшей кровельной черепицы, найдены амфоры, пифосы, кухонные
кастрюли, светильники, черно-лаковая керамика- чаши, кубки, блюда,
терракотовые статуэтки. Скифские помещения насыщены н ходками менее
равномерно. В одних было много находок, другие же почти ничего не
содержали. Список уникальных находок может быть несколько пополнен
такими вещами, как известковый рельеф с изображением всадника,
черно-лаковый кубок на ножках, выполненн х в виде скульптурных головок
негров.
Уже в 1976 году найден фрагмент верхней части терракотовой статуэтки
Деметры-Коры с сохранившейся раскраской. Лицо богини, головной убор и
фон, на котором дан головной убор, покрыты белой краской, волосы-
коричневой, полукруглый край фона подчеркнут ркой голубой каймой.
Жизнь древнего города раскрывается