поза, жестко заданное положение тела в Хатха Йоге; положение и фиксированная поза (в которой должны неподвижно сидеть Риши до тех пор, пока они не получат Сиддхи.
Асур (Асура) — божество; в Ведах и Авесте не только божество, но и его проявления; только в несколько гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный или могущественный, Титан; враждебное существо мен–тализированного витала.
Атман — Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей Сущностью.
Ашрам — духовная община.
Брахман — священное или вдохновенное слово, выражающее сердце или душу; Сердце; Ведическое слово или Мантра в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интунции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души; в Веданте: Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух.
Буддхи — разум; интеллект; воля ума; понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно.
Бхакти — любовь и преданность Божественному.
Бхрашта — уход с пути йоги.
Веда — знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг–Веда, Яджур–Веда, Сама–Веда и Атхарва–Веда, каждая из которых делится на две части — Мантра и Брахмана; термин «Веда» обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг–Веды.
Веданта — конечная цель или кульминация Веды, Упанишад, которая становнтся видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся одной из шести Даршан.
Вибхути — божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.
Виджняна — идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гнозис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания; великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, н цель знания и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности н по отдельности или в различных аспектах.
Витал — жизнь, уровень бытия, соответствующий астральному плану.
Витальный — жизненный.
Вишуддха — чистый; наименование третьей Чакры.
Вьяна — одна из пяти Пран, пропитывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной н перевариваемой пищи.
Гуна — качество, характер, свойство; три Гуны — три образа Природы: 1. Саттва — образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света; 2. Раджас — образ действия, желания, страсти; кинетическая сила; переводится в качестве борьбы и усилия, страсти и действия; 3. Тамас — образ невежества и инерции; сила несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия.
Даршан — видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан — шесть систем ортодоксальной индийской философии: Пурва–Миманса, Уттара–Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога.
Джива — живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин — Дживатма).
Джняна — знание, мудрость; высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознавание высшего Бытия.
Дхарма — буквально — то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности.
Индрии — чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих — глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих — пищеварительный, две пары двигательных, речевой н детородный. Объекты Индрий, соответствующие пяти воспринимающим чувствам — форма, звук,