слово «тапасья», оно означает борьбу в преодолении себя, стремление к самосовершенствованию, но для этого необходимо личное усилие, на этом пути вы боретесь со своими недостатками, стремитесь собственными силами достичь совершенства. Когда вы так поступаете, то вы ищите путь в потемках, стараетесь вырваться из враждебного мира несовершенств, учитесь на своих ошибках, набиваете шишки, и время от времени нащупываете проход в наслоениях трудностей, и каждое продвижение вперед связано с большим личностным усилием. Довольно негармоничный путь, и очень жесткий. В нашей йоге, если вы уже вошли в контакт с божественной энергией, то не нужно прилагать личностных усилий, нужно позволить силе действовать, наблюдать ее работу, осознавать это, если сила активна, то вы концентрируетесь на ней, на ее работе, если она отступает, то вы можете сконцентрироваться на одном из центров сосредоточения, продолжая внутреннее единение со своей божественной сущностью. Если вы будете так поступать, то ваше внешнее существо, не получая поддержки от прежних нечистых вибраций, начнет растворять свои загрязнения, начнет преобразовываться, но для этого надо все делать в ритме со своей медитацией, со своей душой. Сила может действовать по–разному, при одних обстоятельствах она собирается в сердце, при других — выходит в бесконечность над головой, при внутреннем сосредоточении может произойти концентрация силы вокруг тела, и вы можете войти в глубокую медитацию погружения внутрь, после чего связь с внешним миром прерывается, вы должны сами учиться применять эту силу и доверять ей. При одних обстоятельствах вы будете ее использовать, при других она вас — главное, чтобы у вас была гармония с ней; постепенно ваши стремления и желания не будут отличаться от стремления божественной воли, от божественного намерения.
17.01.2000г. Сегодня ночью посетил конференцию по интегральной йоге в интернете, одна девушка спрашивала, как научиться медитации, просила поделиться опытом; она до интегральной йоги занималась трансцендентной медитацией два года, но в результате приобретала только головные боли. Ей ответили два интегральщика, их ответы сводились к тому, что каждый должен найти свой метод, общего правила нет. В общем, так оно и есть, но в результате девушка помощи не получила. Это еще раз говорит о том, что без учителя, без минимального вводного курса овладеть медитацией очень трудно. Я уже не стал вмешиваться в это, к тому же вопрос был задан несколько дней назад; кто ищет, тот всегда найдет (позже я стал с ней переписываться). Но все же печально, что даже те, кто чего–то достиг духовной практикой, не могут ничем помочь окружающим, другим ищущим. Встает вопрос о приверженности идеям Шри Ауробиндо и Матери. Ведь большинство интегральщиков принимают эту йогу только потому, что она, как они полагают, не налагает на них строгих запретов, принимает жизнь. Некоторые понимают это буквально, на уровне своих загрязнений; один практикующий в Москве сказал, что если есть телевизор, то его нельзя отвергать, а то это будет не интегральная йога. Но Шри Ауробиндо говорил о пустых развлечениях, развлекательных книгах, ненужных разговорах как о неконтролируемом выбросе энергии (тогда еще не было телевизоров). Некоторые считают, что можно заниматься интегральной йогой в постели с любимым, но это интегральная йога, а не Тантра или Дао любви, здесь задействованы совсем другие энергии. Напротив, Шри Ауробиндо и Мать постоянно напоминали, что сексуальные отношения надо прекратить не только в физическом мире, но и в сознании, в мыслях и образах, если вы хотите достичь чего–то стоящего. У интегральщиков такое мнение, что если ты ведешь монашеский образ жизни, то ты не интегральщик, они наверное думают, что в ашраме Шри Ауробиндо все были мирянами, но, в конце концов, надо равняться на лучших, а не на худших, надо равняться на Шри Ауробиндо, Мать, Шри Чинмоя, который двадцать лет жил в ашраме Шри Ауробиндо. Стремление к Всевышнему должно быть делом всей вашей жизни, единственной целью, к которой вы стремитесь — Шри Ауробиндо говорил именно так.
Другой вопрос о том, что все интегральщики считают себя учениками Учителя, но если бы Шри Ауробиндо и Мать перевоплотились и продолжили бы свое дело, то вряд ли кто–нибудь из этих приверженцев признал их, ведь они привержены старому образу, а в новых телах они бы были молодые, и вряд ли бы заявили о себе. Честно говоря, не думаю, что Мастер так просто оставит эту Землю, начатую работу. Люди думают своими установками, шаблонами, и если Шри Ауробиндо в новой