так,
чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность,
греховные и нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность
вкуса. Он следит за способностью вкуса, в способности вкуса он достигает
воздержанности. Осязая телом прикосновение, он не влечется к внешним признакам,
не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину,
благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства
устремляются на не сдерживающего способность осязания.
Он следит за способностью осязания, в способности осязания он достигает
воздержанности. Получая разумом представление, он не влечется к внешним
признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать
причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие
свойства устремляются на не сдерживающего способность разума. Он следит за
способностью разума, в способности разума он достигает воздержанности.
Наделенный этой праведной воздержанностью в жизненных способностях он испытывает
неуязвимое внутренне счастье. Таким, брахман, бывает монах, охраняющий врата
жизненных способностей.
Как же, брахман, монах наделен способностью самосознания и вдумчивостью? Вот,
брахман, монах вдумчиво действует, когда он идет вперед и идет назад, вдумчиво
действует, когда глядит вперед и глядит по сторонам, вдумчиво действует, когда
сгибается и распрямляется, вдумчиво действует когда носит ткань, сосуд для
подаяния и верхнюю одежду, вдумчиво действует, когда ест, пьет, разжевывает,
пробует на вкус, вдумчиво действует, когда испражняется и мочится, вдумчиво
действует, когда ходит, стоит, сидит, спит, бодрствует, говорит, молчит. Таким,
брахман, бывает монах, наделенный способностью самосознания и вдумчивостью.
Как же, брахман, монах удовлетворен? Вот, брахман, монах удовлетворен верхней
одеждой, поддерживающей тело, и чашей для милостыни, поддерживающей утробу; куда
бы он ни отправился, он отправляется, беря с собой все свое добро. Подобно тому,
брахман, как крылатая птица, куда бы ни полетела, летит, неся с собой перья, так
же точно, брахман, и монах, удовлетворенный верхней одеждой, поддерживающей
тело, и чашей для милостыни, поддерживающей утробу, куда бы он ни отправлялся,
отправляется, беря с собой все свое добро. Таким, брахман, бывает
удовлетворенный монах.
Наделенный этим праведным сводом нравственных предписаний, и наделенный этой
праведной воздержанностью и жизненными силами, и наделенный этой праведной
внимательностью и вдумчивостью, и наделенный этой праведной удовлетворенность он
удаляется в уединенную обитель — в лесу у подножия дерева, на горе, в пещере, в
расщелине скалы, у кладбища, в лесной чище, на открытом месте, на груде соломы.
Возвратившись с чашей для милостыни, он сидит там после еды, скрестив под собой
ноги, держа прямо тело, пребывая в сосредоточенном внимании.
Отказавшись от алчности к мирскому, он пребывает свободным сердцем от
алчности, очищает мысли от алчности. Отказавшись от греха злонамеренности, он
пребывает свободный мыслями от злонамеренности, в доброте и сочувствии ко всем
живым существам он очищает мысли от злонамеренности, отказавшись от косности, он
пребывает свободный от косности, ощущая в себе способность ясного воззрения,
внимательный и вдумчивый он очищает мысли от косности. Отказавшись от
беспокойства и терзаний, он пребывает свободным от беспокойства, внутренне
умиротворенный в мыслях, он очищает мысли от беспокойства и терзаний.
Отказавшись от сомнения, он пребывает за пределами сомнения; лишенный
неуверенности в хороших свойствах, он очищает мысли от сомнения.
Подобно тому, брахман, как если человек, взяв в долг, откроет дело, это его
дело будет процветать, он сможет оплатить прежние долговые обязательства, и у
него еще сверх того останется, на что поддерживать жену, и он сможет сказать
себе: 'Вот, прежде я, взяв в долг, открыл дело, это мое дело стало процветать, и
я смог оплатить прежние долговые обязательства, и у меня еще сверх того
остается, на что поддерживать жену', — он получит от этого радость, достигнет
удовлетворения.
Подобно тому, брахман, как если человека постигнет недуг, он будет страдать,
тяжело болеть, и еда не будет ему впрок, и в теле не останется силы; и со
временем он освободится от этого недуга, и еда будет ему впрок, и в теле его
будет сила, и он сможет сказать себе: 'Вот прежде меня постиг недуг, я страдал,
тяжело болел,