существуют, и не существуют, то я объяснил бы, что
самовольно родившиеся и существуют, и не существуют. Но я не считаю этого. Я не
считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно,
что нет. Если бы ты спросил меня: 'Самопроизвольно родившиеся ни существуют, ни
не существуют?', и я считал бы, что самопроизвольно родившиеся не существуют, ни
не существуют, то я объяснил бы, что самопроизвольно родившиеся ни существуют,
ни не существуют. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Созревший плод добрых и злых действий существует?', и я считал бы, что
созревший плод добрых и злых действий существует, то я объяснил бы, что
созревший плод добрых и злых действий существует. Но я не считаю этого. Я не
считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно,
что нет. Если бы ты спросил меня: 'Созревший плод добрых и злых действий не
существует?', и я считал бы, что созревший плод добрых и злых действий не
существует, то я объяснил бы, что созревший плод добрых и злых действий не
существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Созревший плод добрых и злых действий и существует, и не существует?', и я
считал бы, что созревший плод добрых и злых действий и существует, и не
существует, то я объяснил бы, что созревший плод добрых и злых действий и
существует, и не существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю
иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты
спросил меня: 'Созревший плод добрых и злых действий ни существует, ни не
существует?', и я считал бы, что созревший плод добрых и злых действий ни
существует, ни не существует, то я объяснил бы, что созревший плод добрых и злых
действий ни существует, ни не существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так.
Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если
бы ты спросил меня: 'Татхагата существует после смерти?', и я считал бы, что
Татхагата существует после смерти, то я объяснил бы, что Татхагата существует
после смерти. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Татхагата не существует после смерти?', и я считал бы, что Татхагата не
существует после смерти, то я объяснил бы, что Татхагата не существует после
смерти. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю,
что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня: 'Татхагата
и существует и не существует после смерти?', и я считал бы, что Татхагата и
существует и не существует после смерти, то я объяснил бы, что Татхагата и
существует, и не существует после смерти. Но я не считаю этого. Я не считаю так.
Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если
бы ты спросил меня: 'Татхагата ни существует, ни не существует после смерти?', и
я считал бы, что Татхагата ни существует, ни не существует после смерти, то я
объяснил бы, что Татхагата ни существует, ни не существует после смерти. Но я не
считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не
считаю, что неверно, что нет.
33. Так, господин, Санджая Белаттхипутта, будучи спрошенным о зримом плоде
отшельничества, ответил мне уклончиво. Подобно тому, господин, как спрошенный о
манго, стал бы отвечать о хлебном дереве, или спрошенный о хлебном дереве, стал
бы отвечать о манго, так же точно, господин, и, Санджая Белаттхипутта, будучи
спрошен о зримом плоде отшельничества, ответил мне уклончиво. Тогда, господин, я
сказал себе так: 'Как может подобный мне даже подумать о том, чтобы осудить
отшельника или брахмана, живущего в царстве?' И вот, господин, я не высказал,
Санджае Белаттхипутте ни одобрения, ни порицания; ни одобряя, ни порицая, я,
будучи недовольным, не произнес недовольных слов и пожалел об этой речи, не
возмущаясь, поднялся с сиденья и удалился.
34. И вот, господин, я спрашиваю Блаженного: 'Существуют ведь, господин,
занятые в различных отраслях ремесел, а именно: сведущие в уходе за слонами,
сведущие в коневодстве, колесничие, лучники, знаменосцы, распорядители в войске,
распределяющие провиант, благородные воины, искушенные в набегах, не уступающие
большому слону, герои,