... входить и оставаться во второй дхьяне ... К нему приходит на ум: 'Что если я
... войду и останусь в первой дхьяне ... Он оказывается неспособен ... войти и
остаться в первой дхьяне. Его называют монахом, который соскользнул и упал с
обеих сторон, как горная корова, глупая, неопытная, незнакомая со своим
пастбищем, не умеющая бродить по скалистым горам.
Но предположим, что одна горная корова — мудрая, опытная, знакомая со своим
пастбищем, умеющая бродить по скалистым горам — подумала бы: 'Что, если я пойду
в направлении, в котором я никогда не ходила, чтобы поесть траву, которой я еще
никогда не ела, попить воду, которую я еще никогда не пила!'. Она подняла бы
заднее копыто, обязательно сначала поставив твердо переднее, и (в результате)
отправилась бы в направлении, в котором она никогда не ходила, чтобы поесть
траву, которой она еще никогда не ела, попить воду, которую она еще никогда не
пила. А что касается места, где она стояла, когда к ней пришла мысль: 'Что, если
я пойду в направлении, куда я еще никогда не ходила ... чтобы попить воду,
которой я еще никогда не пила', она возвратилась бы туда благополучно. Почему?
Потому что она мудрая, опытная горная корова, знакомая со своим пастбищем,
умеющая бродить по скалистым горам.
Аналогично бывает, что монах — мудрый, опытный, знакомый со своим пастбищем,
умеющий ... входить и пребывать в первой дхьяне ... придерживается этой темы,
развивает ее, занимается ей, и прочно закрепляется в ней. К нему приходит мысль:
'Что, если я ... войду и останусь во второй дхьяне ...' Не перескакивая ко
второй дхьяне, он — с успокоением направленной мысли и оценки — входит и
остается во второй дхьяне. Он придерживается этой темы, развивает ее, занимается
ей, и прочно закрепляется в ней. К нему приходит мысль: 'Что, если я ... войду и
останусь в третьей дхьяне' ... Не перескакивая к третьей дхьяне, он ... входит и
остается в третьей дхьяне. Он придерживается этой темы, развивает ее, занимается
ей, и прочно закрепляется в ней. К нему приходит мысль: 'Что, если я ... войду и
останусь в четвертой дхьяне' ... Не перескакивая к четвертой дхьяне, он ...
входит и остается в четвертой дхьяне. Он придерживается этой темы, развивает
это, занимается ей, и прочно закрепляется в ней.
К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы восприятий
(физической) формы, с исчезновением восприятий сопротивления, и не обращая
внимания на восприятия разнообразия, думая: 'Бесконечное пространство', войду и
останусь в сфере бесконечности пространства'. Не перескакивая в сферу
бесконечности пространства, он ... входит и остается в сфере бесконечности
пространства. Он придерживается этой темы, развивает ее, занимается ей, прочно
закрепляется в ней.
К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы
бесконечности пространства, думая: 'Бесконечное сознание', войду и останусь в
сфере бесконечности сознания'. Не перескакивая в сферу бесконечности сознания,
он ... входит и остается в сфере бесконечности сознания. Он придерживается этой
темы, развивает ее, занимается ей, прочно закрепляется в ней.
К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы
бесконечности сознания, думая: 'Ничего нет', войду и останусь в сфере
несуществования'. Не перескакивая в сферу несуществования, он ... входит и
остается в сфере несуществования. Он придерживается этой темы, развивает ее,
занимается ей, прочно закрепляется в ней.
К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы
несуществования, войду и останусь в сфере ни восприятия, ни отсутствия
восприятия'. Не перескакивая в сферу ни восприятия, ни не-восприятия, он ...
входит и остается в сфере ни восприятия, ни не-восприятия. Он придерживается
этой темы, развивает ее, занимается ей, прочно закрепляется в ней.
К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы ни
восприятия, ни не-восприятия, войду и останусь в прекращении восприятия и
чувствования'. Не перескакивая к прекращению восприятия и чувствования, он ...
входит и остается в прекращении восприятия и чувствования.
Когда монах вступает в это знание и проходит через него, его ум становится
пластичным и податливым. С пластичным, податливым умом, хорошо развивается
безграничное сосредоточение. С хорошо развитым, безграничным сосредоточением, на
какое бы из шести высших знаний он ни обратил свой ум, чтобы узнать и осознать
их, он может засвидетельствовать