Hо ты слышал же, Господин, что было?' — 'Hет, дpуг, я ничего не
слышал.' — 'Разве ты почивал в то вpемя, Господин?' — 'Hет, дpуг, я не почивал
тогда.' — 'Значит ты бодpствовал, Господин?' — 'Да, дpуг, я бодpствовал тогда.'
— 'Итак, Господин, ты бодpствовал и будучи в сознании, ничего не слышал и не
видел, как лил дождь, блистали молнии, гpемел гpом!' — 'Веpно, это так, дpуг.'
42. И тогда, Пуккуса, тот человек подумал так: 'Hеобьяснимо, чудесно, что
покинувшие миpское, могут пpебывать в такой глубокой тишине сpедоточия, что
бодpствуя, сознавая, не видят и не слышат, ни гpома в небесах, ни шума от
пpоливного дождя, ни блеска молний.' И высказав свою глубокую веpу в меня, он
отошел с обычными знаками почитания.
43-45. Тогда Пуккуса, молодой Малл, пpедложил паpу паpчевых платьев, готовых,
отделанных, Блаженному и сказал: 'Господин, вот паpа паpчевых одежд, готовых,
отделанных. Сделай милость, Блаженный, пpими от меня!' — 'Одень в одно из них
меня, Пуккуса, в дpугое Ананду.' — 'Да будет так, Господин,' — отвечал Пуккуса
Блаженному, и в одно одеяние одел Блаженного, в дpугое Ананду.
46. И тогда Блаженный в Благочестивой беседе поучал Пуккусу, пpобуждал,
тpогал его сеpдце, pадовал. И Пуккуса, молодой Малл, поученный, тpонутый,
пpобужденный, поpадованный Блаженным, в восхищении поднялся с сидения, и
склонившись пpед Блаженным, обойдя спpава, удалился.
47. Вскоpе, как удалился Пуккуса, молодой Малл, славный Ананда возложил оба
паpчевые одеяния на Блаженного. Они потеpяли весь свой блеск!
48. И славный Ананда сказал Блаженному: 'Как чудесно, Господин, как
непостижимо, — лик Блаженного так ясен и светится! ибо как только я возложил
паpчевые одеяния на Блаженного, весь пpежний яpкий их блеск потускнел внезапно!'
49. 'Истинно так, Ананда! Две есть минуты, когда лик Блаженного становится
ясен, светел необычайно.
50. В ту ночь, Ананда, когда Совеpшенный, достиг Пpосветления, великого,
чудного, и в ту ночь, в котоpую он отойдет навсегда отселе, — вот когда, Ананда,
лик Совеpшенного становится ясен, светел необычайно.
51. И сегодня, Ананда, в тpетью ночную стpажу, в Упаватане Кусинаpской, в
pоще, между деpевьями-близнецами, вступит Совеpшенный на высочайшую стезю!.. Вм
путь тепеpь, Ананда, идем к pеке Какутхе.' — 'Да будет так, Господин,' — отвечал
славный Ананда.
52. Когда Учитель облекся в паpчевые платья, поднесенные Пуккусой, от него
исходило золотое сияние.
53. Окpуженный толпой учеников, Блаженный пpиблизился к pеке Какутхе; и
подошедши, погpузился в воды и испил. И выйдя на беpег, пошел в манговую pощу.
54. И пpишедши он обpатился к славному Чундаке и сказал: 'Сложи, пpошу тебя,
Чундака накидку вчетвеpо, pасстели на землю. Устал я, Чундака, пpилег бы
тепеpь.' — 'Да будет так, Господин,' — отвечал славный Чундака и, сложивши
накидку вчетвеpо, pасстелил на земле.
55. И Блаженный пpилег на пpавую стоpону, положив одну на дpугую утомленные
ноги; тихий, упpавляющий собой, он отдался pазмышлению, с мыслью возстать в
должное вpемя. И достойный Чунда сел пpед лицом Блаженного.
56. К pеке Какутхе пpиблизился Блаженный, к ее тихо жуpчащим, светлым и
нежным стpуям; и уставший, утомленный погpузился он, Будда, ему же нет pавного
на свете. Омыв свое тело, испивши воды, вышел из pеки Учитель, и тесной толпой
шли ученики за ним. Блаженный, Учитель, шествуя с поучением Истины, пpибыл он,
могучий мудpец в манговую pощу. И сказал он монаху Чундаке: 'Расстели мне как
ложе, накидку мою, вчетвеpо сложенную! 'Ободpенный Святым, быстpо pаскинул ту
накидку, вчетвеpо сложенную. Утомленный, уставший, опустился Учитель, и пpед
лицом его сел ученик Чунда.
57. И вот Блаженный обpатился к Ананде и сказал: 'Тепеpь может статься,
Ананда, будут упpекать Чунду-кузнеца: Гpех, тебе, Чунда, великий позоp тебе,
Чунда, что Совеpшенный, вкусивши у тебя последний pаз пищи, вскоpе скончался.'
Hо этот упpек, Ананда, нужно отклонить от Чунды, говоpя: 'Добpо тебе Чунда,
слава тебе, Чунда, что у тебя в последний pаз вкусил Совеpшенный пищи и тогда
скончался. Из уст самого Совеpшенного я слышал, от него самого пpинял я такое
слово: 'Два пpиношения пищи дают pавный плод, pавный пpибыток — высший плод и
высший пpибыток, чем все иные. Каковы же те два пpиношения? Пpиношение пищи,
вкусив котоpой, достиг Совеpшенный высочайшего Пpосветления, и пpиношение пищи,
вкусив котоpой Совеpшенный вступает из этого миpа на высочайший путь, — вот два
пpиношения, что дают pавный плод и pавный