судить как о просветленном существе.
Почему же? Разве есть, Субхути, какая-то дхармо-частица под названием
„бодхисаттва“?»
Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный, нет никакой дхармо-частицы
под названием „бодхисаттва“».
Благодатный изрек: «„Существа“, „существа“, Субхути, Истинносущий
проповедовал о них как о не-существах. Тем самым сказано „существа“. Поэтому он
проповедовал, что все дхармо-частицы лишены независимой самости, все
дхармо-частицы лишены живой души, опоры, отдельной личности. Если бы бодхисаттва
молвил: „Я обустрою небесные миры Просветленных (будд)“, то он был бы не прав.
Почему же? „Небесные миры Просветленных, небесные миры Просветленных“, Субхути,
о них Истинносущий проповедовал как о не-мирах. Тем самым они названы „небесные
миры Просветленных“. Если, Субхути, бодхисаттва уверовал, что „дхармо-частицы
без независимой самости, дхармо-частицы без независимой самости“, то
Истинносущим. Достойным [нирваны]. Совершенно Просветлённым он величается
великосущим бодхисаттвой».
18Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего
телесное око?».
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть телесное
око».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око
божества?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око
божества».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око
мудрости?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око
мудрости».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око
Закона?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око
Закона».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око
Просветлённого?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око
Просветлённого».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, сколько песчинок в великой
реке Ганг и проповедовал ли Истинносущий об этих песчинках?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, Благосущный,
Истинносущий проповедовал о песчинках».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, если бы рек Ганг было столько
же, сколько песчинок в великой реке Ганг, и если было бы столько миров, сколько
песчинок в этих [реках], то много ли было бы таких миров?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, Благосущный, много
было бы таких миров».
Благодатный говорил: «Сколько бы ни было в этих мирах существ, Я ведаю
различные состояния их потоков сознания (читта-дхара). Почему же? „Потоки
сознания, потоки сознания“, — Истинносущий проповедовал о них как о не-потоках.
Тем самым они названы „потоки сознания“. Почему же? Субхути, прошлое сознание
невоспринимаемо, будущее сознание невоспринимаемо, нынешнее сознание
невоспринимаемо.
19Как ты считаешь, Субхути, если какой-нибудь сын (или дочь) из хорошей семьи,
наполнив семью драгоценностями три тысячи миллионов миров, преподнесет [их] в
дар Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным, то обретет ли
по этой причине этот сын (или дочь) из хорошей семьи огромное количество
добродетели?»
Субхути отвечал: «Огромное, о Благодатный, огромное, о Благосущный».
Благодатный говорил: «Именно так, Субхути, именно так. По этой причине этот
сын (или дочь) из хорошей семьи обретет огромное количество добродетели,
неизмеримое, неисчислимое. Почему же? „Количество добродетели, количество
добродетели“ — Истинносущий проповедовал об этом, Субхути, как о не-количестве.
Тем самым названо „количество добродетели“. И опять-таки, Субхути, если бы не
было количества добродетели, то Истинносущий и не проповедовал бы „количество
добродетели, количество добродетели“.
20Как ты считаешь, Субхути, должно ли взирать на Истинносущего как на
совершенство Явленного тела?»
Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный, не должно взирать на
Истинносущего как на совершенство Явленного тела. Почему же? „Совершенство
Явленного тела, совершенство Явленного тела“ — о нем Истинносущий проповедовал
как о не-совершенстве».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, может быть виден Истинносущий
благодаря великолепию его знаков-отметин?».
Субхути отвечал: «Нет, о Благодатный, Истинносущий не может быть виден
благодаря великолепию его знаков-отметин. Почему же? Что Истинносущим названо
„великолепием знаков-отметин“, то вовсе