Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

судить как о просветленном существе.

Почему же? Разве есть, Субхути, какая-то дхармо-частица под названием

„бодхисаттва“?»

Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный, нет никакой дхармо-частицы

под названием „бодхисаттва“».

Благодатный изрек: «„Существа“, „существа“, Субхути, Истинносущий

проповедовал о них как о не-существах. Тем самым сказано „существа“. Поэтому он

проповедовал, что все дхармо-частицы лишены независимой самости, все

дхармо-частицы лишены живой души, опоры, отдельной личности. Если бы бодхисаттва

молвил: „Я обустрою небесные миры Просветленных (будд)“, то он был бы не прав.

Почему же? „Небесные миры Просветленных, небесные миры Просветленных“, Субхути,

о них Истинносущий проповедовал как о не-мирах. Тем самым они названы „небесные

миры Просветленных“. Если, Субхути, бодхисаттва уверовал, что „дхармо-частицы

без независимой самости, дхармо-частицы без независимой самости“, то

Истинносущим. Достойным [нирваны]. Совершенно Просветлённым он величается

великосущим бодхисаттвой».

18

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего

телесное око?».

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть телесное

око».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око

божества?»

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око

божества».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око

мудрости?»

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око

мудрости».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око

Закона?»

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око

Закона».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око

Просветлённого?»

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око

Просветлённого».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, сколько песчинок в великой

реке Ганг и проповедовал ли Истинносущий об этих песчинках?»

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, Благосущный,

Истинносущий проповедовал о песчинках».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, если бы рек Ганг было столько

же, сколько песчинок в великой реке Ганг, и если было бы столько миров, сколько

песчинок в этих [реках], то много ли было бы таких миров?»

Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, Благосущный, много

было бы таких миров».

Благодатный говорил: «Сколько бы ни было в этих мирах существ, Я ведаю

различные состояния их потоков сознания (читта-дхара). Почему же? „Потоки

сознания, потоки сознания“, — Истинносущий проповедовал о них как о не-потоках.

Тем самым они названы „потоки сознания“. Почему же? Субхути, прошлое сознание

невоспринимаемо, будущее сознание невоспринимаемо, нынешнее сознание

невоспринимаемо.

19

Как ты считаешь, Субхути, если какой-нибудь сын (или дочь) из хорошей семьи,

наполнив семью драгоценностями три тысячи миллионов миров, преподнесет [их] в

дар Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным, то обретет ли

по этой причине этот сын (или дочь) из хорошей семьи огромное количество

добродетели?»

Субхути отвечал: «Огромное, о Благодатный, огромное, о Благосущный».

Благодатный говорил: «Именно так, Субхути, именно так. По этой причине этот

сын (или дочь) из хорошей семьи обретет огромное количество добродетели,

неизмеримое, неисчислимое. Почему же? „Количество добродетели, количество

добродетели“ — Истинносущий проповедовал об этом, Субхути, как о не-количестве.

Тем самым названо „количество добродетели“. И опять-таки, Субхути, если бы не

было количества добродетели, то Истинносущий и не проповедовал бы „количество

добродетели, количество добродетели“.

20

Как ты считаешь, Субхути, должно ли взирать на Истинносущего как на

совершенство Явленного тела?»

Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный, не должно взирать на

Истинносущего как на совершенство Явленного тела. Почему же? „Совершенство

Явленного тела, совершенство Явленного тела“ — о нем Истинносущий проповедовал

как о не-совершенстве».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, может быть виден Истинносущий

благодаря великолепию его знаков-отметин?».

Субхути отвечал: «Нет, о Благодатный, Истинносущий не может быть виден

благодаря великолепию его знаков-отметин. Почему же? Что Истинносущим названо

„великолепием знаков-отметин“, то вовсе