то же им проповедовалось как о не-количестве.
Поэтому Истинносущий и произнес „количество добродетели, количество
добродетели“».
Благодатный сказал: «Но опять-таки, Субхути, если какой-нибудь сын (или дочь)
из хорошей семьи, наполнив 7-ю драгоценностями три тысячи миллионов миров,
преподнесет их в дар Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным
и если он же, усвоив из Благовестия хотя бы одну четырехстопную строфу, научит
[других] и подробно разъяснит ее другим, то он в силу этого создаст великое,
неизмеримое и неисчислимое количество добродетели. Почему же? Потому что именно
отсюда (из таких деяний), Субхути, возникло наивысшее Просветление у
Истинносущих, Достойных [нирваны], Совершенно Просветленных и именно отсюда
произошли Благодатные будды. „Провозвестия Просветленных“ (буддха-дхармах),
„провозвестия Просветленных“, — о них, Субхути, Истинносущий проповедовал как о
не-провозвестиях Просветленных. Тем самым они названы „провозвестиями
Просветленных“».
9«Как ты считаешь, Субхути, придет ли на ум вступившему в поток (сротапанна)
такое: мною обретен плод вступления в поток?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Вступившему в поток не придет
такое на ум: мною обретен плод вступившего в поток. Почему же? Ибо, о
Благодатный, он не вступил в обладание никакой дхармо-частицей; тем самым он и
назван „вступившим в поток“. Он не вступил [в обладание] ни видимыми предметами,
ни звуками, ни запахами, ни вкусами, ни осязаемыми предметами, ни мыслимыми
объектами. Тем самым он назван „вступившим в поток“. Если бы, о Благодатный,
вступившему в поток на ум пришло: мною обретен плод вступления в поток, то это
значило бы, что у него имеются и понятия „независимая самость“, „существо“,
„живая душа“, „отдельная личность“».
Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, возвращающемуся только раз
(сакридагамин) придет ли на ум такое: мною обретен плод возвращающегося только
раз?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Возвращающемуся только раз на
ум не придет такое: мною обретен плод возвращающегося только раз. Почему же? Ибо
он не вступил в обладание никакой дхармо-частицей, которая была бы возвращением
только один раз. Тем самым он и назван „возвращающимся только раз“».
Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, более невозвращающемуся
(анагамин) придет ли на ум такое: мною обретен плод невозвращения?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Более невозвращающемуся не
придет на ум такое: мною обретен плод невозвращения. Почему же? Ибо он не
вступил в обладание никакой дхармо-частицей, которая была бы невозвращением. Тем
самым он и назван „невозвращающимся“».
Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, достойному [нирваны] (архату)
придет ли на ум такое: мною достигнуто архатство?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Архату на ум не придет такое:
мною достигнуто архатство. Почему же? Ибо нет, о Благодатный, никакой
дхармо-частицы, которая называлась бы „архат“. Тем самым он и назван „архат“.
Если бы, о Благодатный, архату пришло на ум: мною достигнуто архатство, то это
означало бы, что у него имеются понятия „независимая самость“, „существо“,
„живая душа“, „отдельная личность“. Почему же? Я есмь тот, о Благодатный, на
кого указал Истинносущий, Достойный [нирваны], Совершенно Просветлённый как на
лучшего среди живущих миролюбиво. Я есмь, о Благодатный, архат, избавившийся от
страстей. Но мне на ум не приходит такое: я есмь архат, избавившийся от
страстей. Если бы, о Благодатный, мне пришло на ум: я обрел архатство, то
Истинносущий не предсказал бы мне: „Субхути — сын из хорошей семьи, лучший среди
живущих миролюбиво — нигде не живет“. Тем самым говорится „живущий миролюбиво“».
10Благодатный молвил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли какое-нибудь Учение,
которое Истинносущий заимствовал бы от Дипанкары — Истинносущего, Достойного
[нирваны]. Совершенно Просветлённого?»
Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный. Нет никакого Учения, которое
бы Истинносущий заимствовал от Дипанкары — Истинносущего, Достойного [нирваны].
Совершенно Просветлённого».
Благодатный говорил: «Если, Субхути, какое-нибудь просветленное существо
(бодхисаттва) сказало бы такое: обустрою небесные миры Просветленных (будд), то
оно бы ошиблось. Почему же? „Небесные миры будд, небесные миры будд“ — о них,
Субхути, Истинносущий проповедовал как о не-мирах. Тем самым они названы
„небесными мирами будд“.