для
постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые
лишь мудрецам, — которые возглашает сам Татхагата, познав их и, увидев
собственными глазами, и поистине, ради которых следует произносить надлежащую
хвалу Татхагате ?
29. Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, занятые прежними
временами, рассуждающие о прежних временах, на восемнадцати основаниях
выдвигающие различные суждения о прежних временах. Исходя же из чего и о чем
говорят эти почтенные отшельники и брахманы, занятые прежними временами,
рассуждающие о прежних временах, на восемнадцати основаниях, выдвигающие
различные суждения о прежних временах?
30. Есть, монахи, некоторые, отшельники и брахманы, проповедующие вечность,
на четырех основаниях учащие, что и свое 'я' и мир вечны. Исходя же из чего и о
чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы, проповедующие вечность, на
четырех основаниях учащие, что и свое 'я' и мир вечны?
31. Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию,
благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает
сосредоточенным разумом различные места, где пребывал в прежних существованиях,
а именно: в одном рождении, в двух рождениях, в трех рождениях, в четырех
рождениях, в пяти рождениях, в десяти рождениях в двадцати рождениях, в тридцати
рождениях, в сорока рождениях, в пятидесяти рождениях, в ста рождениях, в тысяче
рождений, в сотне тысяч рождений, во многих сотнях рождений, во многих тысячах
рождений, во многих сотнях тысяч рождений: 'Там я жил под таким-то именем, в
таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытал такое-то
счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив
существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил под таким-то именем,
в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытал такое-то
счастье и несчастье, достигнув такого-то срока жизни. Вслед за тем оставив
существование, я был вновь рожден здесь' — так вспоминает он во всех
обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних
существованиях. И он говорит: 'Вечны и свое 'я' и мир — бесплодным, стоящий, как
вершина, установленный прочно, как столп, и когда эти существа странствуют,
переходят из одного существования в другое, оставляют существование, вновь
рождаются, это также вечно. В чем же причина? Ведь благодаря усердию, благодаря
усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению, я обретаю такую сосредоточенность разума, что вспоминаю
сосредоточенным разумом различные места, где пребывал в прежних существованиях —
а именно: в одном рождении, в двух рождениях, в трех рождениях, в четырех
рождениях, в тридцати рождениях, в сорока рождениях, в пятидесяти рождениях, в
ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений, во многих сотнях
рождений, во многих тысячах рождений, во многих сотнях тысяч рождений: — 'Там я
жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то
пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.
Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил
под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, с таким-то
пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.
Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился здесь' — так вспоминаю я во
всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних
существованиях. Отсюда я и знаю то, что вечны и свое 'я' и мир — бесплодный,
стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп, что когда эти существа
странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют
существование, вновь рождаются, то это также вечно'.
Таково, монахи, первое положение, исходя из которого и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'
и мир вечны.
32. Каково же второе положение, исходя из которого и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'
и мир вечны?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря
усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает
сосредоточенным разумом различные места,