далее, о монахи, вот, находясь в объектах ума, пребывает монах в
созерцании объектов ума, а именно: четырех благородных истин.
Как же теперь, о монахи, находясь в объектах ума, пребывает монах в
созерцании объектов ума, а именно: четырех благородных истин?
Вот, о монахи, знает этот монах в соответствии с истиной: это страдание;
знает он в соответствии с истиной: это возникновение страдания; знает он в
соответствии с истиной: это прекращение страдания; знает он в соответствии с
истиной: это путь, ведущий к прекращению страдания. Но что же такое, о монахи,
благородная истина о страдании? Рождение есть страдание, старость есть
страдание, смерть есть страдание, заботы, горести, боль, печаль, отчаяние — все
это страдание; соединение с нелюбимым есть страдание; не соединение с любимым
есть страдание; не достигнуть желаемого — это страдание; короче говоря, пять
групп привязанностей суть страдание.
Теперь, о монахи, что же такое рождение? Проявление сущности в том или другом
виде, происхождение — зачатие, вступление в существование, появление групп
существования, обретение органов чувств — это называется рождением. Теперь, о
монахи, что же такое старость? То, что происходит с этой и с другой сущностью, с
тем или другим видом сущности — старость есть дряхлость, выпадение зубов, седые
волосы и морщины, иссякшие жизненные силы, угасшие органы чувств — это
называется старостью.
Теперь, о монахи, что же такое смерть? То, что бывает, когда та или иная
сущность покидает тот или иной вид существования — конец, растворение,
исчезновение, гибель, умирание, прекращение жизни, распад групп существования,
разложение трупа — это называется смертью.
Теперь, о монахи, что же такое забота? То, что вызвано смутившим нас
вожделением или страданием, есть забота — тревога, беспокойство, внутренняя
тревога, внутреннее беспокойство — это называется заботой. Теперь, о монахи, что
же такое горе? То, что вызвано тем или иным смутившим нас вожделением или
страданием — несчастье и сожаление, горести и жалобы, состояние несчастья и
сожаления — это называется горем.
Теперь, о монахи, что же такое боль? То, что болезненно и неприятно для тела,
что обусловлено телесными впечатлениями, как болезненное и неприятное чувство,
эго называется болью.
Теперь, о монахи, что же такое печаль? То, что вызывает душевную боль и
неприятное чувство, то, что вызвано душевными впечатлениями и порождает
болезненное и неприятное чувство; это называется печалью. Теперь, о монахи, что
же такое отчаяние? То, что вызвано каким-нибудь смутившим нас вожделением или
страданием — безотрадность и безнадежность, безотрадное и безнадежное состояние
духа, — это называется отчаянием.
Теперь, о монахи, что же такое страдание в соединении с нелюбимым? То, что
является нежелательным, безотрадным, неприятным: формы, звуки, запахи, вкусы,
прикосновения, мысли; или сущность, по отношению к которой мы испытываем стыд,
злобу, неприязнь, ненадежность — встреча с такими, совместное пребывание, связь,
соединение с ними — это страдание в соединении с нелюбимым.
Теперь, о монахи, что же такое страдание в разлуке с любимым? То, что
является желаемым, приносящим радость, приятным: формы, звуки, запахи, вкусы,
прикосновения, мысли; или сущность, которой мы желаем добра, счастья,
благополучия и безопасности, — отсутствие встречи с такими, невозможность
совместного пребывания, невозможность связи с ними — это страдание в разлуке с
любимым.
Теперь, о монахи, что же такое страдание от не получения желаемого? Вот у
сущности, подверженной повторному рождению, возникает желание: ах, если бы мы
более не были подвержены повторному рождению! Ах, если бы нам более не
предстояло повторное рождение! Или у сущности, подверженной старости, смерти,
заботам, горю, боли, печали, отчаянью, зарождается желание: ах, если бы мы более
не были подвержены этим вещам! Если бы нам не предстояли больше такие горести!
Но этого нельзя достичь через желание. Это и есть страдание от не получения
желаемого.
Каким же образом, о монахи, пять групп сцепления являются страданием? Это
группа телесной природы, группа чувств, группа восприятий, группа форм ума и
группа сознания. Короче говоря, эти группы являют собой страдание. Это, о
монахи, есть благородная истина о страдании. Теперь, о монахи, что же такое
благородная истина о возникновении страдания?
Это вожделение, которое порождает повторное существование, которое то здесь,
то там получает