Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

о монахи, находясь в теле,

пребывает монах в созерцании тела'.

СОЗЕРЦАНИЕ ЧУВСТВ

'Как же теперь, о монахи, находясь в чувствах, пребывает монах в созерцании

чувств?

Если, о монахи, ощущает монах радостное чувство, тогда знает он: я ощущаю

радостное чувство; если он ощущает чувство печали, тогда знает он: я ощущаю

чувство печали; если он не ощущает ни радостного, ни печального чувства, тогда

знает он: я не ощущаю ни радостного, ни печального чувства. Если ощущает он

радостное чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю радостное чувство,

связанное с умом; если ощущает он радостное чувство, не связанное с умом, знает

он: я ощущаю радостное чувство, не связанное с умом; если ощущает он печальное

чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю печальное чувство, связанное

с умом; если ощущает он печальное чувство, не связанное с умом, тогда знает он:

я ощущаю печальное чувство, не связанное с умом. Если ощущает он не радостное и

не печальное чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю не радостное и

не печальное чувство, связанное с умом; если ощущает он не радостное и не

печальное чувство, не связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю не радостное и

не печальное чувство, не связанное с умом.

Так пребывает он внутри чувств, созерцая чувства; или пребывает он снаружи

чувств, созерцая чувства; или пребывает он внутри и снаружи чувств, созерцая

чувства. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в чувствах; созерцая

вещи в их исчезновении, пребывает он в чувствах; созерцая вещи в их

возникновении и исчезновении, пребывает он в чувствах. 'Вот чувство!' — так его

внимание устремлено к настоящему, только пока служит познанию, служит

внимательности. Независимым живет он, и ни к чему в мире он не привязан. Так, о

монахи, находясь в чувствах, пребывает монах в созерцании чувств'.

СОЗЕРЦАНИЕ УМА

'Как же теперь, о монахи, находясь в уме, пребывает монах в созерцании ума?

Вот знает монах об уме, отягощенном вожделением: отягощен вожделением ум; он

знает об уме, свободном от вожделения: свободен от вожделения ум; он знает об

уме, отягощенном ненавистью: отягощен ненавистью ум; он знает об уме, свободном

от ненависти: свободен от ненависти ум; он знает об ослепленном уме: ослеплен

ум; он знает о неослепленном уме: неослеплен ум; он знает о связанном уме:

связан ум; он знает о рассеянном уме: рассеян ум; он знает о развитом уме:

развитой ум; он знает о неразвитом уме: неразвитой ум; он знает об уме, который

можно превзойти: ум, который можно превзойти; он знает об уме, который нельзя

превзойти: ум, который нельзя превзойти; он знает о собранном уме: собранный ум;

он знает о несобранном уме: несобранный ум; он знает об освобожденном уме:

освобожденный ум; он знает о неосвобожденном уме: неосвобожденный ум.

Так пребывает он внутри ума в созерцании ума; или пребывает он снаружи ума в

созерцании ума; или пребывает он внутри и снаружи ума в созерцании ума; созерцая

вещи в их возникновении, пребывает он в уме; созерцая вещи в их исчезновении,

пребывает он в уме; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает

он в уме; 'Вот ум!' — так его внимание устремлено к настоящему, только пока

служит познанию, пока служит внимательности. Независимым живет он, и ни к чему в

мире он не привязан.

Так, о монахи, находясь в уме, пребывает монах в созерцании ума'.

СОЗЕРЦАНИЕ ОБЪЕКТОВ УМА

'Как же теперь, о монахи, находясь в объектах ума, пребывает монах в

созерцании объектов ума?

Пять препятствий: 'Вот, пребывает монах в созерцании объектов ума, находясь в

объектах ума, а именно: в пяти препятствиях.

Как же теперь, о монахи, пребывает монах в созерцании объектов ума, а именно:

в пяти препятствиях? Вот, о монахи, знает монах, если в нем есть чувственное

желание: чувственное желание есть во мне. Он знает, если в нем нет никакого

чувственного желания: нет во мне чувственного желания. Как дело доходит до

возникновения не возникавшего чувственного желания, это также знает он; и как

дело доходит до подчинения возникшему чувственному желанию, и это знает он; и

как в будущем дело более не доходит до возникновения чувственного желания,

которому он подчинился и это также знает он.

Он знает, когда в нем существует ненависть: ненависть существует во мне. Он

знает, когда в нем нет ненависти: нет во мне ненависти...

Он знает, когда в нем есть неподвижность и сонливость: неподвижность и

сонливость существуют во мне. Он