о монахи, находясь в теле,
пребывает монах в созерцании тела'.
СОЗЕРЦАНИЕ ЧУВСТВ
'Как же теперь, о монахи, находясь в чувствах, пребывает монах в созерцании
чувств?
Если, о монахи, ощущает монах радостное чувство, тогда знает он: я ощущаю
радостное чувство; если он ощущает чувство печали, тогда знает он: я ощущаю
чувство печали; если он не ощущает ни радостного, ни печального чувства, тогда
знает он: я не ощущаю ни радостного, ни печального чувства. Если ощущает он
радостное чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю радостное чувство,
связанное с умом; если ощущает он радостное чувство, не связанное с умом, знает
он: я ощущаю радостное чувство, не связанное с умом; если ощущает он печальное
чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю печальное чувство, связанное
с умом; если ощущает он печальное чувство, не связанное с умом, тогда знает он:
я ощущаю печальное чувство, не связанное с умом. Если ощущает он не радостное и
не печальное чувство, связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю не радостное и
не печальное чувство, связанное с умом; если ощущает он не радостное и не
печальное чувство, не связанное с умом, тогда знает он: я ощущаю не радостное и
не печальное чувство, не связанное с умом.
Так пребывает он внутри чувств, созерцая чувства; или пребывает он снаружи
чувств, созерцая чувства; или пребывает он внутри и снаружи чувств, созерцая
чувства. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в чувствах; созерцая
вещи в их исчезновении, пребывает он в чувствах; созерцая вещи в их
возникновении и исчезновении, пребывает он в чувствах. 'Вот чувство!' — так его
внимание устремлено к настоящему, только пока служит познанию, служит
внимательности. Независимым живет он, и ни к чему в мире он не привязан. Так, о
монахи, находясь в чувствах, пребывает монах в созерцании чувств'.
СОЗЕРЦАНИЕ УМА
'Как же теперь, о монахи, находясь в уме, пребывает монах в созерцании ума?
Вот знает монах об уме, отягощенном вожделением: отягощен вожделением ум; он
знает об уме, свободном от вожделения: свободен от вожделения ум; он знает об
уме, отягощенном ненавистью: отягощен ненавистью ум; он знает об уме, свободном
от ненависти: свободен от ненависти ум; он знает об ослепленном уме: ослеплен
ум; он знает о неослепленном уме: неослеплен ум; он знает о связанном уме:
связан ум; он знает о рассеянном уме: рассеян ум; он знает о развитом уме:
развитой ум; он знает о неразвитом уме: неразвитой ум; он знает об уме, который
можно превзойти: ум, который можно превзойти; он знает об уме, который нельзя
превзойти: ум, который нельзя превзойти; он знает о собранном уме: собранный ум;
он знает о несобранном уме: несобранный ум; он знает об освобожденном уме:
освобожденный ум; он знает о неосвобожденном уме: неосвобожденный ум.
Так пребывает он внутри ума в созерцании ума; или пребывает он снаружи ума в
созерцании ума; или пребывает он внутри и снаружи ума в созерцании ума; созерцая
вещи в их возникновении, пребывает он в уме; созерцая вещи в их исчезновении,
пребывает он в уме; созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает
он в уме; 'Вот ум!' — так его внимание устремлено к настоящему, только пока
служит познанию, пока служит внимательности. Независимым живет он, и ни к чему в
мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в уме, пребывает монах в созерцании ума'.
СОЗЕРЦАНИЕ ОБЪЕКТОВ УМА
'Как же теперь, о монахи, находясь в объектах ума, пребывает монах в
созерцании объектов ума?
Пять препятствий: 'Вот, пребывает монах в созерцании объектов ума, находясь в
объектах ума, а именно: в пяти препятствиях.
Как же теперь, о монахи, пребывает монах в созерцании объектов ума, а именно:
в пяти препятствиях? Вот, о монахи, знает монах, если в нем есть чувственное
желание: чувственное желание есть во мне. Он знает, если в нем нет никакого
чувственного желания: нет во мне чувственного желания. Как дело доходит до
возникновения не возникавшего чувственного желания, это также знает он; и как
дело доходит до подчинения возникшему чувственному желанию, и это знает он; и
как в будущем дело более не доходит до возникновения чувственного желания,
которому он подчинился и это также знает он.
Он знает, когда в нем существует ненависть: ненависть существует во мне. Он
знает, когда в нем нет ненависти: нет во мне ненависти...
Он знает, когда в нем есть неподвижность и сонливость: неподвижность и
сонливость существуют во мне. Он