купеческого рода, или шудра?' И когда бы спросили его так он
ответил бы: 'Я не знаю.' И тогда бы сказали ему: 'Прекрасно, дорогой друг, но
как имя той прекраснейшей из жён, которую ты любишь, к которой влечёшься
страстью, полна она или худощава, смугла или бледна, в каком селении или городе
она проживает?' И когда бы его спросили так, он ответил бы: 'Не знаю.' И тогда
бы сказали ему: 'Как так, добрый друг, ты любишь ту, ты жаждешь той, кого ты
вовсе не знаешь и никогда не видел?' И он должен был бы признаться: 'Да это
так.' Как ты полагаешь теперь, Васеттха, не следует ли признать, что слова того
человека — речь безумца?' — 'Поистине, Готама, следует признать, что слова того
человека — речь безумца.'
20. 'Так же, Васеттха, не может быть такого порядка вещей, что бы брахманы,
глубоко погружённые в познание Трёх Вед, могли указать путь к единению с тем,
чего они не знают, чего никогда не видели.
21-24. Далее, Васеттха, если бы эта река Агиравати, переполнилась даже до
краёв, разлилась бы, и вот человек, имеющий на том берегу дело, пришёл бы и
желал перейти; и вот он, стоя на этом берегу, звал бы к себе другой берег,
говорил: 'О, придвинься тот берег, подойди ко мне!' — Как ты полагаешь,
Васеттха, — разве тот берег реки Агиравати, ради возваний и мольбы, надежды и
восхвалений того человека, предвинулся бы к нему?' — 'Разумеется нет, Готама!'
25. 'Совершенно также, Васеттха, и брахманы, глубоко погружённые в познание
Трёх Вед, забыв добродетели, которые воистину ведут человека к брахманству, и
приняв за добродетель то, что отделяет человека от брахманства восклицают:
'Индру мы призываем, Сому мы призываем, Варуну мы призываем, Исаку мы призываем,
Брахму мы призываем, Махидхи мы призываем, Яму мы призываем! — И верно,
Васеттха! — что бы те брахманы, глубоко погружённые в познание Трёх Вед, упуская
добрые обычаи, ведущие человека к брахманству, и предпочитающие обычаи
отделяющие человека от истинного брахманства, что бы они ради их молений,
надежды и словословий, могли бы по смерти, разрушится тело, соединится с
Брахмой, — такого порядка вещей не может быть.
26. Так же, Васеттха, как если бы река Агиравати переполнилась бы даже до
краёв, и пришёл бы человек имеющий дело на том берегу, и стоя на этом берегу,
был бы крепко связан, с руками за спину узлами, как ты полагаешь, Васеттха, —
мог ли бы он перейти с этого берега реки Агиравати на тот?' — ' Разумеется нет,
Готама.'
27. 'Подобно тому, Васеттха, есть пять вещей ведущих к вожделению, именуемых
в Учении Благородного 'цепью' и 'узами'. И каковы же те пять? — Формы
воспринимаемые оком, желаемые, приятные, привлекательные, милые, им же
сопутствует похоть и возбуждают они влечение; так же и звуки воспринимаемые
слухом; так же и запахи воспринимаемые обонянием; так же и вкус воспринимаемый
языком; так же и ощущаемое воспринимаемое прикосновением. Таковы пять вещей,
располагающих к страсти, называемых в Учении Благородного 'цепью' и 'узами', и
ими брахманы глубоко погружённые в познание Трёх Вед, связаны, обольщены, жаждут
их, не видя в них опасности, не видя их тщетности, радуются им.
28. И верно, Васеттха! — что бы брахманы, глубоко погружённые в познание Трёх
Вед, но не ведающие того, что одно только освещает дух брахмана, и отныне в том,
что отделяет человека от духовности, привязанные к тем пяти вещам, источникам
страсти, побеждаемые ими, жадные до них, не видящие в них опасности, не знающие
их мимолётности, счастливые ими — что бы те брахманы могли по смерти, когда
разрушится тело, соединится с Брахмой, — не может быть такого порядка вещей.
29. И вот, Васеттха, если бы эта река Агиравати переполнилась до краёв и даже
разлилась бы, и человек имея надобности на том берегу, пришёл бы что бы перейти,
и закрылся бы даже с головой, и лёг бы на берегу и заснул. Как ты думаешь,
Васеттха, — мог бы тот спящий перейти с этого берега на тот?' — 'Разумеется нет,
Готама.'
30. 'Подобно тому, Васеттха, есть пять препятствий и названы они в Учении
Благородного 'покрывалами', и названы 'преградами'. И названы 'затемнениями', и
названы 'заблуждениями'. Каковы же те пять? — Преграда сладострастных желаний,
преграда злобы, преграда лености и нерадивости, преграда неуверенности. Вот те
пять преград, Васеттха, названных в Учении Благородного 'покрывалами', названных
'преградами', названных 'затемнениями' и названных 'заблуждениями'.
31. И теми пятью преградами окружены, Васеттха, брахманы глубоко