или
внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на
всякое сознание при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не моё. Это
не моё я. Это не то, что я есть'.
Видя это, наставленный так благородный ученик освобождается от наваждения
тела, наваждения чувства, наваждения восприятий, умственных процессов и
сознания. Освободившись от чар, он становится бесстрастным. А бесстрастием он
освобождается.
С освобождением появляется знание — освобождён! Он понимает — рождение
исчерпано, святая жизнь достигнута, задача выполнена. Ничего более для этого
мира.
Вот что сказал Благословенный. С радостью в сердце группа монахов восхищалась
его словами.
И когда давалось это объяснение, сердца пяти монахов путём отсутствия
цепляния были освобождены из мысленных потоков.
АНАПАНАСАТИ СУТТА
Наставление Полного Осознавания Дыхания
IТак я слышал:
Однажды, когда Будда останавливался в Саватхи в Восточном парке со многими
хорошо известными и продвинутыми учениками, включая Шарипутру, Маха-Маудгальяну,
Маха-Кашьяпу, Маха-Котхику, Маха-Каччаяну, Маха-Чунду, Анируддху, Ревату и
Ананду, старшие монахи в общине старательно обучали монахов не знакомых с
Практикой (бхаваной). И имели различное количество учеников, кто — десять, кто —
двадцать, а некоторые тридцать и сорок. И таким образом монахи, ранее не
знакомые с Практикой, постепенно достигли большого успеха.
Той ночью в полную луну была проведена Церемония Окончания Времени Уединения
(паравана). Просветлённый сидел на открытом воздухе, и его ученики-монахи
собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить:
'Благословенные бхикшу, мне приятно видеть Плоды ваших усилий в Практике и я
знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то чего вы не достигли — вы
достигнете, и то, что вы не реализовали — вы реализуете полностью. И для того,
чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния.'
И когда они услышали, что Владыка собирается остаться в Саватхи ещё один
месяц, монахи со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие,
более продвинутые ученики, продолжали наставлять менее осведомлённых в Практике
ещё более старательно. Некоторые наставляли десять учеников, некоторые —
двадцать, некоторые — тридцать и сорок учеников. С их помощью новые монахи
смогли постепенно продолжить своё совершенствование и увеличить понимание. И
когда настало следующее полнолуние, Просветлённый стал на открытом воздухе и,
оглядев присутствующих, начал говорить: 'Благословенные бхикшу, наша община
чиста и хороша. В своём сердце она без болезней и хвастливой болтовни и потому
она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг. Такая община
редка, и любой странствующий, ищущий её, не важно, каким образам, найдёт её
ценной.
О, бхикшу, есть те среди вас на этом собрании, которые уже обрели Плод
Святости, разрушив все корни несчастий, отложив в сторону все ноши и достигнув
Совершенной Мудрости и духовного Освобождения. Есть такие бхикшу, которые уже
обрезали первые пять пут и обрели Плод Невозвращения в круг рождения и смерти.
Есть также и те, кто отбросил первые три путы и обрёл Плод Единожды-возврашения.
Они обрезали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться
в круг рождения и смерти ещё лишь один раз. Есть также и те, кто отбросил три
путы и достиг Плода Вступления-в-поток, направляясь постепенно к просветлённому
состоянию. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия, и те кто
практикует Четыре Основы Сверхсил. Есть также и те, кто практикует Пять
Способностей, те, кто практикует Пять Сил, кто практикует Семь Аспектов
Просветления и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь. Есть также и
те, кто практикует Четыре Безмерных Состояния, и те , кто практикует Десять
Созерцаний Бренности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание
Дыхания'.
II'О бхикшу, метод Полного Осознавания Дыхания, если практиковать его
постоянно, даст большую награду и принесёт большую пользу. Это приведёт к успеху
в практике Четырёх Основ Осознавания. Если метод Четырёх Основ Осознавания
практикуется постоянно, это приведёт к успеху в практике Семи Аспектов
Просветления. Если развиты Семь Аспектов Просветления и практикуются постоянно,
то это приведёт к Совершенной Мудрости и духовному Освобождению.
Что же это за путь развития и постоянной практики — метод Полного Осознавания
Дыхания,