Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

или

внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое — на

всякое сознание при верном распознавании следует смотреть так — 'Это не моё. Это

не моё я. Это не то, что я есть'.

Видя это, наставленный так благородный ученик освобождается от наваждения

тела, наваждения чувства, наваждения восприятий, умственных процессов и

сознания. Освободившись от чар, он становится бесстрастным. А бесстрастием он

освобождается.

С освобождением появляется знание — освобождён! Он понимает — рождение

исчерпано, святая жизнь достигнута, задача выполнена. Ничего более для этого

мира.

Вот что сказал Благословенный. С радостью в сердце группа монахов восхищалась

его словами.

И когда давалось это объяснение, сердца пяти монахов путём отсутствия

цепляния были освобождены из мысленных потоков.

 

АНАПАНАСАТИ СУТТА

Наставление Полного Осознавания Дыхания

I

Так я слышал:

Однажды, когда Будда останавливался в Саватхи в Восточном парке со многими

хорошо известными и продвинутыми учениками, включая Шарипутру, Маха-Маудгальяну,

Маха-Кашьяпу, Маха-Котхику, Маха-Каччаяну, Маха-Чунду, Анируддху, Ревату и

Ананду, старшие монахи в общине старательно обучали монахов не знакомых с

Практикой (бхаваной). И имели различное количество учеников, кто — десять, кто —

двадцать, а некоторые тридцать и сорок. И таким образом монахи, ранее не

знакомые с Практикой, постепенно достигли большого успеха.

Той ночью в полную луну была проведена Церемония Окончания Времени Уединения

(паравана). Просветлённый сидел на открытом воздухе, и его ученики-монахи

собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить:

'Благословенные бхикшу, мне приятно видеть Плоды ваших усилий в Практике и я

знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то чего вы не достигли — вы

достигнете, и то, что вы не реализовали — вы реализуете полностью. И для того,

чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния.'

И когда они услышали, что Владыка собирается остаться в Саватхи ещё один

месяц, монахи со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие,

более продвинутые ученики, продолжали наставлять менее осведомлённых в Практике

ещё более старательно. Некоторые наставляли десять учеников, некоторые —

двадцать, некоторые — тридцать и сорок учеников. С их помощью новые монахи

смогли постепенно продолжить своё совершенствование и увеличить понимание. И

когда настало следующее полнолуние, Просветлённый стал на открытом воздухе и,

оглядев присутствующих, начал говорить: 'Благословенные бхикшу, наша община

чиста и хороша. В своём сердце она без болезней и хвастливой болтовни и потому

она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг. Такая община

редка, и любой странствующий, ищущий её, не важно, каким образам, найдёт её

ценной.

О, бхикшу, есть те среди вас на этом собрании, которые уже обрели Плод

Святости, разрушив все корни несчастий, отложив в сторону все ноши и достигнув

Совершенной Мудрости и духовного Освобождения. Есть такие бхикшу, которые уже

обрезали первые пять пут и обрели Плод Невозвращения в круг рождения и смерти.

Есть также и те, кто отбросил первые три путы и обрёл Плод Единожды-возврашения.

Они обрезали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться

в круг рождения и смерти ещё лишь один раз. Есть также и те, кто отбросил три

путы и достиг Плода Вступления-в-поток, направляясь постепенно к просветлённому

состоянию. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия, и те кто

практикует Четыре Основы Сверхсил. Есть также и те, кто практикует Пять

Способностей, те, кто практикует Пять Сил, кто практикует Семь Аспектов

Просветления и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь. Есть также и

те, кто практикует Четыре Безмерных Состояния, и те , кто практикует Десять

Созерцаний Бренности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание

Дыхания'.

II

'О бхикшу, метод Полного Осознавания Дыхания, если практиковать его

постоянно, даст большую награду и принесёт большую пользу. Это приведёт к успеху

в практике Четырёх Основ Осознавания. Если метод Четырёх Основ Осознавания

практикуется постоянно, это приведёт к успеху в практике Семи Аспектов

Просветления. Если развиты Семь Аспектов Просветления и практикуются постоянно,

то это приведёт к Совершенной Мудрости и духовному Освобождению.

Что же это за путь развития и постоянной практики — метод Полного Осознавания

Дыхания,