свет.
И вот оттого, о братья, я сокрушил страдания, я, ни от кого не принявший
видения его сокрушения, что отверзлись мои очи, окрепло во мне знание и разум,
возникла мудрость, блеснул мне свет.
О, братья, никто не возвестил доныне благородную истину о пути угашения
скорби, — но вот отверзлись мои очи, окрепло во мне знание и разум, возникла
мудрость, блеснул мне свет.
И для того, о братья, что бы узрел я путь угашения страданий, тот путь, о
котором никто не возвестил доныне — отверзлись мои очи, окрепло знание и разум,
возникла мудрость, блеснул мне свет.
И от того, о братья, изведал я путь угашения скорби, путь, никем не
изведанный доселе, что отверзлись мои очи, окрепло знание и разум, открылась
мудрость, блеснул мне свет.
О, братья, пока не обрел я ясного понимания, тех четырех благородных истин в
тройном их порядке, до тех пор я не был уверен достиг ли я совершенной мудрости,
непревосходимой ни на небесах, ни на земле, ни в сфере людей и богов, ни среди
отшельников и священников.
Но когда, о братья, постиг я великое знание, постиг те четыре благородные
истины в тройном их порядке, тогда уверился я, что достиг совершенного взгляда
мудрости, непревосходимой ни на небесах, ни на земле, ни в сфере людей и богов,
ни среди отшельников и священников.
Отныне, то знание, мудрость пребывает во мне: Освобожден дух мой! Я проживаю
свое последнее существование. Возрождение не наступит для меня.
Так говорил Всеблагой и пять монахов в радости сердца восхищались словам его.
И когда двинул Всеблагой Колесо Истины: боги на земле возликовали и
воскликнули:
— В Бенаресе, в роще Мигадайа Всеблагой, двинул высочайшее Колесо Истины, и
ни священники ни отшельники, ни боги, ни Брахма, ни Мара, никто во всем мире не
повернет его вспять!
Услышавши ликование богов на земле, внемлющие хранители четырех частей света
воскликнули в восхищении:
— В Бенаресе, в роще Мигадайа Всеблагой, двинул высочайшее Колесо Истины, и
ни священники ни отшельники, ни боги, ни Брахма, ни Мара, никто во всем мире не
повернет его вспять!
И шум ликования достиг мира Брахмы — и все десять тысяч миров содрогнулись и
потряслись страшно и неизмеримый свет явился в мир, превыше силы богов.
Дхаpмачакpа Пpаваpтана Сутpапеpедана с благословления буддийского
духовного оpдена Лунг-Жонг-па
МАХА-САТИПАТТХАНА-СУТТА
Великое поучение об основах осознанности
(перевод с пали буддийского монаха Ньянапоники)
22-я сутта из 'Длинного собрания' ('Дигха-никая')
Почитание Ему, Возвышенному, Святому, полностью Пробужденному!
Так я слышал. Однажды Возвышенный пребывал среди народа Куру, в местности
Куру, называемой также Каммасадамма. И там Возвышенный обратился к монахам: 'О
монахи!' 'Достопочтенный!' — ответили тогда эти монахи. И Возвышенный говорил
так:
'Единственный путь существует, о монахи, к очищению сущности, к преодолению
горя и скорби, к прекращению страданий и печали, к обретению правильного метода,
к осуществлению ниббаны — это четыре основы внимательности. Каковы же эти
четыре?
Когда, о монахи, находясь в теле, монах пребывает в созерцании тела,
усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по
отношению к миру; находясь в чувствах, он пребывает в созерцании чувств,
усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по
отношению к миру; находясь в уме, он пребывает в созерцании ума, усердный,
прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению
к миру; находясь в объектах ума, он пребывает в созерцании объектов ума,
усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по
отношению к миру'.
СОЗЕРЦАНИЕ ТЕЛА
'Как же теперь, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании
тела?'
[Внимательность к дыханию:]
'И вот, о монахи, удалился монах в лес; он живет у подножья дерева или в
пустой хижине. Он садится со скрещенными ногами, с выпрямленной спиной. Смотря
прямо перед собой, он ровно и внимательно делает вдох, внимательно делает выдох.
Делая долгий вдох, знает он: я делаю долгий вдох; делая долгий выдох, знает он:
я делаю долгий выдох. Делая короткий вдох, знает он: я делаю короткий вдох.
Делая короткий выдох, знает он: я делаю короткий выдох. Ощущая все тело
(дыхания) буду я вдыхать; ощущая все тело (дыхания) буду я выдыхать — так
упражняется он. Успокаивая (дыхательную) функцию тела, буду я вдыхать, — так
упражняется он; успокаивая