царственному мудрецу спросить о том, чего же должен держаться по-арийски
царь-миродержец. Он стал править страной по своему разумению. И у него,
правившего страной по своему разумению, ни сначала, ни потом не была страна так
чиста, как у былых царей, державшихся того, чего держится миродержец.
И вот, о монахи, доверенные царя, члены совета, счетоводы-сановники,
охранники-стражники, знатоки мантр, ими живущие14, собрались, пришли
к царю-кшатрию, на царствие помазанному, и сказали: 'Владыка! У тебя, правящего
по своему разумению, ни с начала не была, не потом не стала страна так чиста,
как у былых царей, державшихся того, чего держится миродержец. Но ведь есть в
твоем царстве, о владыка, доверенные царя, члены совета, счетоводы-сановники,
охранники-стражники, знатоки мантр, ими живущие, — и мы сами, да и иные, — и мы
помним, чего надо по-арийски держаться царю-миродержцу. Мы тебе тогда обьясним,
чего царю-миродержцу по-арийски надо держаться.'
И вот, о монахи, царь-кшатрий на царствие помазанный, велел созвать царских
доверенных, членов совета, счетоводов-сановников, охранников-стражников,
знатоков мантр, ими живущих, и спросил у них, чего по-арийски надо держаться
царю-миродержцу. Они ему обьяснили, чего царю-миродержцу по-арийски надо
держаться. Послушав их, хотя и устроил он по дхарме защиту, охрану и оборону, но
неимущим имуществом не помог. А раз не стало помощи неимущим имуществом, то
преумножилась бедность. Как преумножилась бедность, некий человек не данное ему
чужое взял, как говорят, 'украл'. Его схватили, схвативши, к царю-кшатрию, на
царствие помазанному, привели: 'Вот, владыка, человек, который не данное ему
чужое взял, как говорят, 'украл'15. На это, о монахи, царь-кшатрий,
на царствие помазанный, спросил того человека: 'Что же, неужто правда, что ты
человек, чужое, не данное взял, как говорят, 'украл'? — 'Правда, владыка.' —
'Как же это?' — 'Жить не на что, владыка.'
И тут, о монахи, царь-кшатрий, на царствие помтазанный, помог тому человеку
имуществом: 'На это имущество, человек, ты т и сам живи, и отца с матерью
содержи, и жену с детьми содержи, и дтмела свои веди, и шраманам с брахманами
возвышенную дакшину16 уделяй — небесную, благоплодную, на небеса
влекущую.' — 'Да, владыка,' — отвечал тот челтовек царю-кшатрию, на царствие
помазанному.
И другой человек, о монахи, не данное ему взял, как говорят 'украл'. Его
схватили, схвативши, к царю-кшатрию, на царствие помазанному, привели: 'Вот,
владыка, человек, который чужое, ему не данное взял, как говорят 'украл'. На
это, о монахи, царь-кшатрий, на царствие помазанный, спросил того человека: 'Что
же, неужто правда, что ты человек, чужое, не данное взял, как говорят, 'украл'?'
— 'Правда, владыка.' — 'Как же это?' — 'Жить не на что, владыка.'
И тут, о монахи, царь-кшатрий, на царствие помтазанный, помог тому человеку
имуществом: 'На это имущество, человек, ты и сам живи, и отца с матерью содержи,
и жену с детьми содержи, и дтмела свои веди, и шраманам с брахманами возвышенную
дакшину уделяй — небесную, благоплодную, на небеса влекущую.' — 'Да, владыка,' —
отвечал тот челтовек царю-кшатрию, на царствие помазанному.
И прослышали люди, о монахи: 'Говорят, что если кто чужое не данное, берет,
как говорят, 'крадет', тем царь помогает имуществом.' И им подумалось: 'Ну-ка и
мы чужое, не данное, возьмем, как говорят, 'украдем'.
И вот, о монахи, некий человек не данное ему, чужое взял, как говорят,
'украл'. Его схватили, схвативши, к царю-кшатрию, на царствие помазанному,
привели: 'Вот, владыка, человек, который чужое, ему не данное взял, как говорят
'украл'. На это, о монахи, царь-кшатрий, на царствие помазанный, спросил того
человека: 'Что же, неужто правда, что ты человек, чужое, не данное взял, как
говорят, 'украл'?' — 'Правда, владыка.' — 'Как же это?' — 'Жить не на что,
владыка.'
И тут, о монахи, царю-кшатрию, на царствие помазанному, подумалось: 'Если я
каждому, кто чужое, не данное, берет, что называется, 'крадет', имуществом
помогать буду, то взятие чужого только разрастется. Что, если я этого человека
карательски покаряю, с корнем изведу, говову ему срублю?'
И вот, о монахи, царь-кшатрий, на царствие помазанный, приказал слугам:
'Ну-ка, свяжите этому человеку руки за спиною прочной веревкой, тугим узлом,
обрейте его наголо, проведите его под резкие звуки барабана по всем улицам по
всем перекресткам, выведите через южные ворота к югу от города17,
карательски