Шейн Джон

Кристалл и путь света

не появится откуда-то извне. Если вы узнаете

свое собственное, неотъемлемое от вас Состояние как изначально чистое

и только временно затемненное омрачениями и, не отвлекаясь, сохраняете

присутствие этого узнавания, то все нечистое исчезает. Такова сущность

Пути.

Тогда проявляется неотъемлемое качество великой первичной чистоты

изначального состояния, вы распознаете его и осваиваете как живое

переживание.

Именно это переживание конкретного знания подлинного изначального

состояния, или истинного опознавания Состояния, называется нирваной.

Поэтому Просветление есть не что иное, как ваш собственный ум в его

очищенном состоянии.

Потому Падмасамбхава*26 и сказал: Ум есть причина сансары и нирваны.

Вне ума не существуют ни сансара, ни нирвана.

Установив таким образом, что основой сансары и нирваны является ум,

мы делаем вывод, что все, кажущееся в мире конкретным, и вся кажущаяся

материальность самих живых существ есть не что иное, как иллюзорное

видение, присущее уму. Как больной желтухой видит белую раковину

желтой, хотя на самом деле это не ее настоящий цвет, так и в результате

особых кармических причин у живых существ проявляется разное иллюзорное

видение.

Так, если бы существам каждого из шести миров довелось встретиться на

берегу одной реки, то вследствие разных кармических причин каждый из

них воспринимал бы ее по-разному. Существа из горячего ада увидели бы

огненный поток, существа холодного ада ? лед, претам она показалась бы

кровью и гноем, водяные животные узнали бы в ней родную стихию, люди ?

источник питьевой воды, асуры увидели бы в ней оружие, а боги ? нектар.

Отсюда видно, что в действительности ничто не существует конкретно и

объективно. Поэтому поняв, что истинный корень сансары ? ум, следует

решиться вырвать этот корень. Осознав, что сам ум ? это сущность

Просветления, вы достигнете освобождения.

Итак, поняв, что единственная основа сансары и нирваны ? ум, вы

принимаете решение вступить на путь практики. В этот момент, собрав

все свое внимание и решимость, необходимо, не отвлекаясь, сохранять

непрерывно присутствующую осознанность.

К примеру если вы хотите остановить течение реки, то следует надежно

перекрыть ее исток. Пытаясь перекрыть ее в любом другом месте, вы

не получите такого же результата. Точно так же, желая отсечь корень

сансары, следует отсечь корень ума, который ее созидает ? другого

способа от нее освободиться нет. Если мы хотим, чтобы исчезли все

страдания и препятствия, возникающие от наших неблагих деяний, то

должны отсечь корень ума, который их создает.

Если мы этого не сделаем, то, даже совершая благие деяния телом и

речью, мы не получим никакого результата, кроме мимолетной пользы.

Кроме того, если не отсечь корень дурных деяний, то они накопятся

заново ? точно так же, если мы лишь оторвем от дерева несколько

листочков и веток, вместо того чтобы отсечь главный корень, то оно

вовсе не станет сохнуть, а будет продолжать расти.

Если ум ? Царь, который создает все, ? не остается в своем

естественном состоянии, то, даже практикуя тантрийские методы стадий

зарождения и завершения*27 и читая много мантр, вы не находитесь на

пути к полному освобождению. Чтобы завоевать страну, нужно прежде

всего покорить ее царя или правителя ? вы не достигнете такой цели,

захватив лишь часть населения или нескольких чиновников.

Если вы не сохраняете постоянного присутствия и позволяете себе

отвлекаться, то вряд ли когда-нибудь освободитесь от бесконечной

сансары. Если же вы не допускаете невнимательности, не подпадаете под

власть иллюзий, но владеете собой, умея постоянно пребывать в истинном

Состоянии с присутствием осознанности, то объединяете в себе сущность

всех Учений, корень всех Путей.

Поскольку разные аспекты двойственного видения, такие как сансара

и нирвана, счастье и страдание, добро и зло и т. д. возникают из

собственного ума, то можно сделать вывод, что ум ? их первооснова.

Вот почему неотвлечение ? это корень Путей и главный принцип практики.

Именно благодаря следованию этому высшему пути постоянного присутствия

стали просветленными все будды прошлого, благодаря следованию этому же

пути станут просветленными будды будущего и пробуждаются, следуя этому

правильному пути, будды настоящего. Невозможно достичь Просветления,

не следуя этому пути.

Поскольку непрерывное пребывание в присутствии истинного Состояния

есть сущность всех путей, корень всякой медитации, итог любой духовной

практики, сок всех эзотерических методов, сердце