конкретны, чем ум, и потому связанные с ними способности обрести
гораздо легче. Очень трудно узнать, о чем думает другой человек, но
может проявиться и такая способность.
Есть довольно забавная история, свидетельствующая о ясности, которой
обладал мой учитель Чангчуб Дордже. Как я уже говорил, Чангчуб Дордже
занимался лечением больных, и когда он успешно вылечил одного
состоятельного пациента, жившего на расстоянии нескольких дней пути,
тот человек решил отблагодарить его, послав своего слугу с подарком.
Слуга ехал верхом, везя подарок ? перевязанный бечевкой сверток. В нем
было много небольших пачек чая. Слуга ехал целый день. Остановившись
на ночлег на расстоянии двух дней пути от дома Чангчуба Дордже, он
решил, что Учитель не заметит отсутствия нескольких пачек чая. Достав
нож, он вскрыл пакет и вытащил оттуда одну треть, а потом завернул
оставшееся в новый пакет, поменьше, постаравшись придать ему вид
нетронутого.
Я был в доме Чангчуба Дордже как раз через два дня, когда Учитель
вдруг ни с того ни с сего попросил свою жену приготовить еду для
человека, который якобы должен вот-вот приехать. В общине Чангчуба
Дордже все уже привыкли к происшествиям, которые во всяком другом
месте показались бы странными, и потому жена без лишних слов стала
делать то, о чем ее попросили. Ее муж распорядился, чтобы еда была
подана по всем правилам, со всеми необходимыми тарелками и приборами,
но наказал, чтобы не было ни одного ножа. Все это было тем более
странно, что обычно гостю, если только он не был важной персоной,
не подавали еду отдельно от всех.
Когда, наконец, посланец прибыл, я внимательно наблюдал, что же
произойдет. Он очень почтительно приветствовал Учителя, вручил ему
сверток и передал благодарности от вылеченного хозяина. Чангчуб Дордже
поблагодарил в ответ, отложил пакет в сторону; сказав, что откроет его
после, и спросил посланца, не голоден ли он. Когда последний ответил
утвердительно, ему подали приготовленную еду. Обед был несколько
более обилен, чем обычно, и состоял из нескольких блюд, которые гость
поглощал с аппетитом. Однако, дойдя до мясного блюда, он заметил, что
на столе нет ножа, чтобы резать мясо. Только он начал было шарить в
складках одежды, чтобы достать из ножен нож, как Учитель вперил в него
свирепый взгляд и тихо сказал: Напрасно, мой друг, ты ищешь там нож.
Ты оставил его на камне у дороги две ночи назад, когда открывал им
предназначенный для меня пакет и украл треть моего чая! Наверное, вам
понятно, почему никто из общины Чангчуба Дордже не лгал и не пытался
прибегать к обману.
Четвертая способность, которая может проявиться на пути к реализации,
? это знание жизни и смерти. Например, можно знать, когда человеку
предстоит умереть, как это произойдет и где он переродится. В основе
такого дара лежит развитие способности осознавать время до такой
степени, что можно выйти за его пределы. Вам становятся ведомы все
вторичные причины, связанные с другим человеком. Вторичные причины,
которые проявляются после смерти человека, на самом деле присутствуют
в любой момент, и потому их можно предсказать.
Иллюстрацией такой способности служит другая история, тоже о слуге,
который прибыл к Чангчубу Дордже в качестве посланца. Этого человека
также послал его хозяин, который жил на расстоянии нескольких дней
пути от дома Учителя. Он просил лекарство для своей тяжелобольной
дочери. Однако Чангчуб Дордже сказал, что лекарство не нужно, потому
что девушка умерла сразу после того, как посланец отправился в путь, ?
а таких сведений Чангчуб Дордже никак не мог получить ниоткуда, кроме
как из своей ясности. Посланный не знал, верить этому или нет, и, взяв
лекарство, поспешил в обратный путь, дабы, если девушка жива, хозяину
не в чем было его упрекнуть. Но когда он вернулся домой, оказалось,
что дочь хозяина действительно умерла в то самое время, которое назвал
Чангчуб Дордже.
Пятая способность называется истинное знание (мудрость) чудотворства,
и это не просто интеллектуальное понимание, а подлинная конкретная
способность творить чудеса. Когда вы вышли за пределы всех ограничений,
подобная деятельность становится скорее естественной, чем сверхъестественной.
Обычно думают, что чудеса ? это действия, совершаемые над предметами,
которые кажутся нам внешними, и которые при этом каким-то образом
изменяются. Но поскольку разделение реальности на внутреннюю и внешнюю
есть иллюзия, то, преодолев эту иллюзию, можно выйти за пределы обычного,
как это сделал великий йог Миларэпа,