способность самоосвобождения, называется рангдрол,
что означает самоосвобождение само собой, и здесь приводится
сравнение с тем, как быстро и непринужденно расплетает свои кольца
свившаяся змея. Это совершенно недвойственное и мгновенное
самоосвобождение. При этом разделение на субъект и объект исчезает
само собой, и запертая клетка, западня индивидуального я, вашего
привычного видения, распахивается в необъятный простор того, что есть.
Птица, наконец, свободна, и ничто не мешает ей лететь. В этом просторе
вы можете без всяких ограничений наслаждаться танцем и игрой энергий.
Развитие такого видения сравнивают с лесным пожаром: оно длится, пока
чувство субъекта не угаснет само собой. Человек переживает изначальную
мудрость, пребывая в которой он мгновенно распознает пустоту объекта,
тождественную пустоте своего собственного состояния. Единство пустоты
и видения, присутствие Состояния и пустоты ? все это переживается
одновременно. И тогда можно говорить об одном вкусе ? пустоте, ? как
субъекта, так и объекта. Двойственность полностью преодолена. Субъект
и объект не прекращают своего существования, но, благодаря постоянному
присутствию созерцания и практике самоосвобождения, вы избавляетесь от
ограничений двойственности. Именно об этом состоянии говорится в
последней строфе Шести Ваджрных Строф:
Если видишь, что все изначально самосовершенно,
исцеляется болезнь ? стремление чего-то достигать,
и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть,
присутствие недвойственного созерцания непрерывно возникает само собой.
Теперь, когда это переживание углубляется, приближаясь к реализации,
может начаться проявление конкретных способностей. Однако, чтобы
разобраться в этих способностях, следует понять, что иллюзию
двойственности поддерживает наличие в процессе чувственного восприятия
двух полюсов ? субъекта и объекта, ? которые представлены с одной
стороны шестью чувствами, а с другой ? шестью объектами чувств. Это
означает, например, что способность видеть неотрывна от того, что
воспринимается как видимый образ, а восприятие видимого образа
возникает вместе со способностью видеть. Этот анализ можно применить
и к остальным чувствам: взаимозависимо возникают слух и звук и
так далее, вплоть до последней из шести пар ? взаимозависимого
возникновения ума и бытия, взаимозависимого возникновения ума и того,
что человек переживает как реальность. Благодаря пониманию такого
взаимозависимого возникновения каждого из чувств и соответствующего
ему объекта можно понять, каким образом иллюзия двойственности
поддерживает сама себя, когда применительно к каждому из чувств
субъект непременно предполагает объект, а объект непременно
предоплагает субъект, и в конечном счете все чувства, включая ум, все
вместе создают иллюзию внешнего мира, отдельного от воспринимающего
субъекта. Но лучший способ это понять ? понаблюдать за самим собой
и, проследив за своим умом на практике, увидеть, как подобно волнам
возникают мысли и как действуют чувства по отношению к чувству
собственного я.
Как сказал сам Будда Шакьямуни,
Погрузиться в созерцание на время,
которое понадобится муравью,
чтобы проползти от кончика носа до переносицы, ?
значит приблизиться к реализации больше,
чем за целую жизнь, проведенную в
накоплении благих деяний.
По мере развития практики все мысли и ощущения, воспринимаемые всеми
чувствами, самоосвобождаются. Иллюзия двойственности устраняется, и
тогда благодаря объединению субъекта и объекта у практикующего могут
проявиться пять нгонше, т. е. пять высших видов знания. Они ? не
самоцель, но возникают сами собой как следствие продвижения в практике.
Первое из них ? нгонше глаз, зрения. Оно называется мудрость зрения
божеств, или видение глазами божеств, поскольку обычно мы считаем
божеств существами, чьи способности больше наших. Это означает, например,
что у вас появляется способность видеть предметы независимо от расстояния.
Можно видеть даже то, что для обычного зрения было бы закрыто другими
предметами.
Существует такая же способность слуха ? мудрость слуха, или слышание
ушами божеств. Независимо от расстояния можно слышать любые звуки ?
громкие, тихие, какие угодно.
Третья способность ? это знание мыслей других существ, иными
словами, способность читать чужие мысли. Человек слагается из тела,
речи и ума. То, что он видит глазами ? это физический облик, или тело,
способность же слышать связана с речью, энергией, звуком. Тело и речь
более