учителем, который день и ночь
заставлял меня усердно учиться. Учить нужно было очень многое, в том
числе все монашеские правила и молитвы. Обычно ту стадию обучения,
которую я там проходил, монах заканчивает в девятнадцатилетнем
возрасте, я же ее завершил, когда мне было восемь лет, потому что мой
учитель был так строг; что совсем не оставлял мне свободного времени.
К тому же у меня была развита способность запоминать наизусть. Но мое
озорство время от времени прорывалось и там. Помню, например, что
однажды, когда князь участвовал в военной церемонии и ему пришлось
некоторое время неподвижно сидеть на коне как раз напротив окон дома,
где я жил, я, чтобы отвлечь его от удручающей серьезности этой сцены,
направил ему в глаза солнечный зайчик. К счастью для меня, князь к
этому времени хорошо меня знал, и даже посмеялся шутке, когда к нему
вернулось самообладание.
Затем я целый год изучал правила рисования и практики мандалы, после
чего меня зачислили в монастырскую школу. В каждой школе свои правила,
правило же той школы, в которую поступил я, состояло в обязательности
пятилетнего обучения. А поскольку я при поступлении был гораздо
младше, чем положено, то пробыл в школе шесть лет. Мне было всего
девять, а обычно туда поступали не раньше, чем в тринадцать. Поэтому
первый год мне не засчитали, рассматривая его как испытательный срок,
чтобы посмотреть, смогу ли я выдержать. Теперь необходимо было не
просто запоминать: мы изучали философию, что требовало хороших
способностей к рассуждению. Для многих это оказалось слишком трудным,
и они бросили учебу. Конечно, и для меня в столь юном возрасте школьная
жизнь была не всегда легка: как и другие, я страдал от невзгод,
свойственных жизни в подобном заведении. Мне очень быстро пришлось
извлечь некоторые сугубо практические уроки. Когда отец оставил меня
в школе на первый семестр, он снабдил меня всем необходимым на целых
три месяца. Но раньше я никогда самостоятельно не распоряжался
собственными средствами и потому израсходовал все запасы вдвое
быстрее, чем положено, потому что слишком щедро угощал своих новых
соучеников. Когда у меня не осталось еды даже для самого себя, я
умудрился прожить почти неделю на одном чае, который в школе выдавали
бесплатно, пока, преодолев смущение, не пошел попросить своего учителя
о помощи. Он распорядился, чтобы мне каждый вечер давали чашку супа.
В следующий семестр я уже расходовал свои запасы более осмотрительно.
Правила в школе были очень строгие, и мы должны были каждый вечер
практиковать и заучивать тексты в своих маленьких комнатах. Масляные
светильники и топливо для обогрева выдавали, но не очень щедро, и я
помню, что однажды моя лампа выгорела прежде, чем я завершил большое
количество практик, которые должен был читать каждый вечер, чтобы
поддерживать обеты, взятые при получении множества посвящений,
дававшихся тулку вроде меня. В это время нам не разрешалось покидать
комнаты, и был особый монах, надзиравший за коридорами, дабы
обеспечить соблюдение правил, поэтому я не осмелился пойти одолжить
светильник у соседа. Я попытался читать свои практики при свете углей
? некоторые из них я знал достаточно хорошо, чтобы читать, когда
угольки уже чуть тлели. Но, наконец, погасла последняя искра, и
остался я в темноте наедине с кипой длинных тибетских текстов, которые
нужно было прочесть для соблюдения самайи. В то время я еще не знал,
как соблюдать обет, применяя сущность практики, ? все наставления я
понимал и выполнял самым буквальным образом.
На каникулах я нашел время навестить двух своих дядей, и эти посещения
оказались для меня очень важны, поскольку оба дяди были великими
практиками Дзогчена. В следующих главах этой книги я буду перемежать
объяснения Учений с историями, связанными с впечатлениями, которые я
вынес от общения с ними. Один дядя был настоятелем монастыря, другой ?
йогином; отношения с ними были для меня очень важны все те годы,
которые я провел в школе, а поскольку они были практиками, общение
с ними было жизненно необходимым противовесом моим интеллектуальным
занятиям, отнимавшим у меня большую часть времени в возрасте от девяти
до шестнадцати лет. В 1954 году, когда мне было шестнадцать, я закончил
учебу и покинул школу. Я многое узнал о разных учениях, освоил тибетскую
медицину и астрологию. Я знал наизусть целые тексты по философии и
ритуалы. Я старательно учился у многих учителей и мне даже предложили
преподавать некоторые предметы в школе. Тогда мне казалось, что я
постиг