освобождается сама собой, если оставить ее, как она есть. При
созерцании ум не совершает никакого психического усилия, и нет ничего,
что нужно было бы делать или не делать. Все присутствует как есть ?
самосовершенно.
Под медитацией же в Дзогчене подразумевается любая из множества
существующих практик, в которых имеется какая-либо работа ума,
помогающая войти в состояние созерцания. Такие практики могут включать
в себя различные способы фиксации взгляда, которые применяются для
обретения состояния покоя, а также различные виды практик визуализации
и т. д. Итак, если мы говорим о медитации, то в ней всегда есть работа
ума, а в созерцании ее нет.
Практикуя Дзогчен, можно в равной мере объединять с созерцанием и
момент покоя, в котором нет никаких мыслей, и те моменты, где есть
движение мысли, оставаясь в полном присутствии и осознанности, не
засыпая, не возбуждаясь, не отвлекаясь. Именно это чистое присутствие,
эта коренная осознанность, когда мы и не отвергаем мысль и не следуем
за ней, подразумевает тибетское слово ригпа, антоним слова маригпа,
означающего коренное неведение двойственного ума. Если вы не можете
обнаружить это чистое присутствие ригпа, то никогда не обнаружите
Дзогчен: чтобы найти Дзогчен, следует отыскать обнаженное состояние
ригпа. Состояние ригпа ? это стержень учения Дзогчен, и именно это
состояние Учитель стремится передать ученику в Прямом Введении, а
такая передача, как показал мне учитель Чангчуб Дордже, не требует
ни формального ритуала посвящения, ни интеллектуального объяснения.
Если же вы не можете оказаться в состоянии ригпа, то только применяя
Тава, или Воззрение, и благодаря этому в любое время наблюдая свое
состояние, можно выяснить, какую практику использовать в любой
конкретный момент, чтобы выйти из своей клетки и оставаться на
свободе. Но если птица всю жизнь прожила в клетке, она, возможно,
даже не знает о том, что способна летать. Поэтому, прежде чем
окончательно покинуть клетку, ей нужно научиться летать в безопасном
месте, ибо, не умея хорошо летать, она станет легкой добычей
разнообразных хищников, от которых ее раньше защищали прутья клетки.
Точно так же практикующий должен развивать умение управлять своими
энергиями, и в учении Дзогчен существуют практики, позволяющие это
сделать, ? такие практики, которые подходят ддя всех видов птиц и всех
видов клеток. Но для этого нужно самому понять, что ты за птица и
какова твоя клетка. А потом нужно по-настоящему хотеть выйти из всех
клеток: что толку в том, чтобы сделать свою клетку лишь немного
просторнее или красивее, добавив к ней несколько прекрасных новых
прутьев из некого экзотического тибетского учения. Нет никакой
пользы в том, чтобы построить из учения Дзогчен новую хрустальную
клетку. Как бы красива она ни была, это всего лишь клетка, а цель
учения Дзогчен в том, чтобы выпустить вас из всех клеток в бескрайнее
ясное небо на простор изначального состояния.
Основные и вспомогательные практики
Гомпа, или практики Трех Разделов, можно подразделить на главные
практики ? одни из них приводят к созерцанию, а другие и есть само
созерцание ? и вспомогательные практики, которые лишь отчасти
применяют созерцание и служат для развития той или иной способности.
К последним относятся такие практики, как Шесть йог: практика туммо,
или внутреннего огня, практика переноса сознания ? пова, и т. д,*17 а
также любые практики Учений всех уровней. Можно использовать практики
Сутры и тантрийские практики путей очищения или преображения, но для
человека, практикующего Дзогчен, они считаются второстепенными.
Следует подчеркнуть, что для практик Дзогчена необходима передача,
полученная от Учителя. На самом деле тайна Дзогчена не значит, что
от вас что-то держат в тайне, ? она раскрывается сама, как только
вы обретаете способность ее понять. Тем не менее, тот, кто желает
получить конкретное наставление по практике, должен взять на себя
определенный труд. Лучше всего, чтобы до тех пор, пока передачу нельзя
будет считать завершенной, существовало непрерывное соучастие обоих:
передающего и получающего передачу. Хотя есть огромное количество
практик, не обязательно заниматься всеми. Наоборот, нужно использовать
практики не разбрасываясь, а в тех случаях, когда, наблюдая за
собственным состоянием, вы находите, что они полезны или необходимы.
Поэтому здесь достаточно сделать лишь общий вводный обзор учения
Дзогчен. Но читатель должен понимать, что описание практики ? это
ни в коем случае не то