Шейн Джон

Кристалл и путь света

Собираются начать практику

И все еще готовятся, когда жизнь подходит к концу, ?

В следующую жизнь они отправляются,

Так и не завершив все эти приготовления!

Драгпа Гелцен,

великий Учитель школы сакяпа.

?

[слева ? Основа (Жи) ? Воззрение (Тава)

круг из ? Путь (Лам) ???> Путь ? Практика (Гомпа)

kr&put.gif] ? Плод (Трэпу) ? Поведение (Чодпа)

?

Второй аспект главной триады ? Основа, Путь и Плод ? это Путь. Он

целиком посвящен тому, что нужно делать, чтобы выйти из двойственного

состояния и достичь реализации. Ведь даже если Учитель передал прямое

введение в изначальное состояние и дал устные наставления касательно

самого состояния и того, как оно проявляется, ? трудность заключается

в том, что сами мы остаемся запертыми в клетке своей ограниченности.

Нам нужен ключ, способ открыть клетку, метод действий, позволяющий

реально осуществить то, что мы до сих пор только понимали умом. Этот

ключ есть Путь, или по-тибетски лам, и в нем также есть три аспекта.

Тава ? Воззрение, или видение того, что есть

Первый аспект Пути ? это Тава, или Воззрение. Но здесь речь идет не

о философском или интеллектуальном воззрении, которое обычно имеют в

виду; употребляя такие выражения, как, например, воззрения Нагарджуны,

когда разговор касается философии мадхьямики. В Дзогчене под воззрением

имеется в виду совсем другое. Самое важное в Дзогчене ? наблюдать

самого себя и видеть состояние собственных тела, речи и ума. Тогда

человек ясно обнаружит, насколько он во всех смыслах обусловлен и

из-за своих ограничений заперт в клетке двойственности. Это означает

посмотреть в лицо всем своим проблемам, которые бывают нелегки и

далеко не приятны. Есть много практических проблем: работа, условия

жизни, забота о хлебе насущном или здоровье. Все это можно назвать

проблемами тела. Кроме того, есть проблемы речи, или энергии: нервные

расстройства и другие болезни. Но даже если на физическом уровне у нас

все в порядке и мы материально обеспечены, остаются еще проблемы ума.

Этих психологических проблем очень много, они могут быть весьма тонки

и с трудом различимы ? все это разнообразные игры, которые мы ведем

со своим я. Результат же всех наших усилий ? то, что мы строим себе

клетку; даже не понимая этого. Поэтому прежде всего нужно суметь

увидеть эту клетку; а сделать это можно лишь постоянно наблюдая самого

себя. Это еще одна причина того, почему в Дзогчене таким важным

символом является зеркало, или мэлонг. Оно не только помогает объяснить

взаимозависимость двух истин, относительной и абсолютной,*16 но и

служит напоминанием о необходимости постоянно наблюдать свое состояние.

Есть тибетская пословица, которая переводится примерно так:

На чужом носу всегда заметит

Даже крошечного муравья,

А на собственном не желает видеть

Даже огромного яка.

Тава в Дзогчене подразумевает, что нужно не смотреть по сторонам,

осуждая недостатки других, а наблюдать самого себя.

Наблюдая самого себя, можно обнаружить свою клетку. Но затем необходимо

по-настоящему захотеть выйти из этой клетки. Недостаточно просто знать

о ее существовании. Второй из Трех Заветов Гараба Дордже заключается в

том, что после получения прямого введения в изначальное состояние, или

Основу, следует расстаться со всеми сомнениями, а достичь этого можно

только увидев своими глазами, то есть наблюдая самого себя. Таково

истинное значение Тава, или Воззрения.

Гомпа ? собственно практика

Юнгтона Дорджепэла, великого учителя Дзогчена, спросили:

? Какой медитацией вы занимаетесь?

Он ответил:

? О чем же мне медитировать?

Это вызвало следующий вопрос:

? Значит, вы в Дзогчене не медитируете?

? Разве я когда-нибудь отвлекаюсь (от созерцания)? ? последовал ответ.

Различие между тем, что подразумевается под словами медитация и

созерцание в учении Дзогчен, является важным моментом. Сама практика

Дзогчена ? это практика созерцания, когда практикующий пребывает в

непрерывно самоосвобождающемся, недвойственном, выходящем за пределы

рассудочного уровня деятельности ума состоянии, которое, тем не менее,

включает в себя даже тот процесс, который принято называть деятельностью

обычного ума или рациональным мышлением. Хотя при созерцании мысль

может возникнуть и действительно возникает, она не обусловливает нас,

но