Собираются начать практику
И все еще готовятся, когда жизнь подходит к концу, ?
В следующую жизнь они отправляются,
Так и не завершив все эти приготовления!
Драгпа Гелцен,
великий Учитель школы сакяпа.
?
[слева ? Основа (Жи) ? Воззрение (Тава)
круг из ? Путь (Лам) ???> Путь ? Практика (Гомпа)
kr&put.gif] ? Плод (Трэпу) ? Поведение (Чодпа)
?
Второй аспект главной триады ? Основа, Путь и Плод ? это Путь. Он
целиком посвящен тому, что нужно делать, чтобы выйти из двойственного
состояния и достичь реализации. Ведь даже если Учитель передал прямое
введение в изначальное состояние и дал устные наставления касательно
самого состояния и того, как оно проявляется, ? трудность заключается
в том, что сами мы остаемся запертыми в клетке своей ограниченности.
Нам нужен ключ, способ открыть клетку, метод действий, позволяющий
реально осуществить то, что мы до сих пор только понимали умом. Этот
ключ есть Путь, или по-тибетски лам, и в нем также есть три аспекта.
Тава ? Воззрение, или видение того, что есть
Первый аспект Пути ? это Тава, или Воззрение. Но здесь речь идет не
о философском или интеллектуальном воззрении, которое обычно имеют в
виду; употребляя такие выражения, как, например, воззрения Нагарджуны,
когда разговор касается философии мадхьямики. В Дзогчене под воззрением
имеется в виду совсем другое. Самое важное в Дзогчене ? наблюдать
самого себя и видеть состояние собственных тела, речи и ума. Тогда
человек ясно обнаружит, насколько он во всех смыслах обусловлен и
из-за своих ограничений заперт в клетке двойственности. Это означает
посмотреть в лицо всем своим проблемам, которые бывают нелегки и
далеко не приятны. Есть много практических проблем: работа, условия
жизни, забота о хлебе насущном или здоровье. Все это можно назвать
проблемами тела. Кроме того, есть проблемы речи, или энергии: нервные
расстройства и другие болезни. Но даже если на физическом уровне у нас
все в порядке и мы материально обеспечены, остаются еще проблемы ума.
Этих психологических проблем очень много, они могут быть весьма тонки
и с трудом различимы ? все это разнообразные игры, которые мы ведем
со своим я. Результат же всех наших усилий ? то, что мы строим себе
клетку; даже не понимая этого. Поэтому прежде всего нужно суметь
увидеть эту клетку; а сделать это можно лишь постоянно наблюдая самого
себя. Это еще одна причина того, почему в Дзогчене таким важным
символом является зеркало, или мэлонг. Оно не только помогает объяснить
взаимозависимость двух истин, относительной и абсолютной,*16 но и
служит напоминанием о необходимости постоянно наблюдать свое состояние.
Есть тибетская пословица, которая переводится примерно так:
На чужом носу всегда заметит
Даже крошечного муравья,
А на собственном не желает видеть
Даже огромного яка.
Тава в Дзогчене подразумевает, что нужно не смотреть по сторонам,
осуждая недостатки других, а наблюдать самого себя.
Наблюдая самого себя, можно обнаружить свою клетку. Но затем необходимо
по-настоящему захотеть выйти из этой клетки. Недостаточно просто знать
о ее существовании. Второй из Трех Заветов Гараба Дордже заключается в
том, что после получения прямого введения в изначальное состояние, или
Основу, следует расстаться со всеми сомнениями, а достичь этого можно
только увидев своими глазами, то есть наблюдая самого себя. Таково
истинное значение Тава, или Воззрения.
Гомпа ? собственно практика
Юнгтона Дорджепэла, великого учителя Дзогчена, спросили:
? Какой медитацией вы занимаетесь?
Он ответил:
? О чем же мне медитировать?
Это вызвало следующий вопрос:
? Значит, вы в Дзогчене не медитируете?
? Разве я когда-нибудь отвлекаюсь (от созерцания)? ? последовал ответ.
Различие между тем, что подразумевается под словами медитация и
созерцание в учении Дзогчен, является важным моментом. Сама практика
Дзогчена ? это практика созерцания, когда практикующий пребывает в
непрерывно самоосвобождающемся, недвойственном, выходящем за пределы
рассудочного уровня деятельности ума состоянии, которое, тем не менее,
включает в себя даже тот процесс, который принято называть деятельностью
обычного ума или рациональным мышлением. Хотя при созерцании мысль
может возникнуть и действительно возникает, она не обусловливает нас,
но