Шейн Джон

Кристалл и путь света

Тогдэн, Кенце Чоки Вангчуг или Марпа. Независимо от того,

насколько доходчиво дается объяснение, без активного участия человека,

стремящегося его получить, ничего передать невозможно. Если речь идет

о серьезной попытке объяснить природу вселенной и природу человека, то

нельзя ожидать, что читать это будет так же легко, как занимательный

роман, и все же объяснение не должно быть слишком сложным!

Существует классическая схема объяснения Учения с использованием

системы взаимосвязанных понятий, сгруппированных в триады. Именно по

этой схеме построено объяснение, которое дается ниже. Ее основу можно

представить в виде простой схемы:

ОСНОВА ПУТЬ ПЛОД

/ / / / / / / / /

Сущность / / Воззрение / / Дхармакайя / /

Природа / Практика / Самбхогакайя /

Энергия Поведение Нирманакайя

/ /

Данг Ролпа Цел Сэмдэ Лонгдэ Мэннгагдэ

Основа, Путь и Плод

Учение Дзогчен носит еще и другое тибетское название: Тиглэ Ченпо, или

Великое Тиглэ. Тиглэ ? это капля: сферическое тело без разделяющих

линий или углов, как на изображении круглого металлического зеркала,

или мэлонга, из сплава пяти драгоценных металлов, которое является

особым символом учения Дзогчен и единства изначального состояния.

И потому, хотя для ясности изложения Учения подразделены на группы, не

следует забывать об их коренном единстве, подобном совершенной форме

Тиглэ. Однако внутри этого единства различаются группы из трех понятий

? триады, каждая из которых взаимосвязана со всеми другими, как

представлено на рисунке слева, где показаны разделение на три

сегмента, концентрические круги и вращающийся в центре гакил, или

колесо радости. На обратной стороне современного мэлонга по краю

этого изображения написаны древними письменами Шанг-Шунга слоги а, А,

ХА, ША, СА, МА, запирающие врата шести миров.

[см. kr&put.gif]

Глава 6

ОСНОВА

Совершенно невозможно найти Будду где-то,

кроме собственного ума.

Тот, кто этого не ведает,

может искать повсюду,

но как найти себя,

если искать где угодно, только не в себе самом?

Тот, кто где-то ищет свою собственную природу,

подобен шуту; который, потешая публику,

забывает, кто он такой, и рыщет везде

в поисках самого себя.

Падмасамбхава.Йога знания ума

Центральное положение среди триад занимает триада Основа, Путь и

Плод,*12 и теперь мы рассмотрим поочередно каждую из ее составляющих.

? Сущность

Основа ? Природа

? Энергия

Основа, по-тибетски жи, ? это термин, обозначающий фундамент бытия,

как на вселенском уровне, так и на уровне отдельного человека, причем

эти два уровня в сущности ? одно и то же: понять один значит понять

другой. Если вы постигли себя, вы постигли природу вселенной. Мы уже

упоминали об изначальном состоянии, которое человек переживает в

недвойственном созерцании, и именно в этом состоянии он обретает

переживание тождества с Основой. Это состояние называется Основой

потому, что оно существует изначально, оно чисто, самосовершенно и

никем не создано. Оно присутствует в каждом существе и не может быть

уничтожено, хотя его переживание утрачивается, когда существо впадает

в двойственность. Тогда оно временно затемняется взаимодействием

омрачающих страстей влечения и неприятия, которые возникают из

коренного неведения, присущего двойственному видению. Но не следует

делать из Основы объект, рассматривать ее как нечто существующее само

по себе ? это состояние бытия. В обычном человеке она скрыта, в

реализовавшем существе ? проявлена.

Не только в Дзогчене, но и в других Учениях считается, что со смертью

физического тела сознание не прекращается, а переселяется. Кармические

причины, накопленные в течение бесчисленных жизней, дают начало

следующим рождениям до тех пор, пока человек не достигнет реализации,

? тогда карма исчерпана, а перерождениям положен конец. Вопросу о том,

как и когда начались эти перерождения, не уделяется много места, ибо

считается более важным заниматься тем, что по-настоящему полезно для

прекращения страдания круговорота зависимого бытия, вместо того, чтобы

тратить драгоценное время на отвлеченные рассуждения о первопричине.

Во времена Будды среди