Тогдэн, Кенце Чоки Вангчуг или Марпа. Независимо от того,
насколько доходчиво дается объяснение, без активного участия человека,
стремящегося его получить, ничего передать невозможно. Если речь идет
о серьезной попытке объяснить природу вселенной и природу человека, то
нельзя ожидать, что читать это будет так же легко, как занимательный
роман, и все же объяснение не должно быть слишком сложным!
Существует классическая схема объяснения Учения с использованием
системы взаимосвязанных понятий, сгруппированных в триады. Именно по
этой схеме построено объяснение, которое дается ниже. Ее основу можно
представить в виде простой схемы:
ОСНОВА ПУТЬ ПЛОД
/ / / / / / / / /
Сущность / / Воззрение / / Дхармакайя / /
Природа / Практика / Самбхогакайя /
Энергия Поведение Нирманакайя
/ /
Данг Ролпа Цел Сэмдэ Лонгдэ Мэннгагдэ
Основа, Путь и Плод
Учение Дзогчен носит еще и другое тибетское название: Тиглэ Ченпо, или
Великое Тиглэ. Тиглэ ? это капля: сферическое тело без разделяющих
линий или углов, как на изображении круглого металлического зеркала,
или мэлонга, из сплава пяти драгоценных металлов, которое является
особым символом учения Дзогчен и единства изначального состояния.
И потому, хотя для ясности изложения Учения подразделены на группы, не
следует забывать об их коренном единстве, подобном совершенной форме
Тиглэ. Однако внутри этого единства различаются группы из трех понятий
? триады, каждая из которых взаимосвязана со всеми другими, как
представлено на рисунке слева, где показаны разделение на три
сегмента, концентрические круги и вращающийся в центре гакил, или
колесо радости. На обратной стороне современного мэлонга по краю
этого изображения написаны древними письменами Шанг-Шунга слоги а, А,
ХА, ША, СА, МА, запирающие врата шести миров.
[см. kr&put.gif]
Глава 6
ОСНОВА
Совершенно невозможно найти Будду где-то,
кроме собственного ума.
Тот, кто этого не ведает,
может искать повсюду,
но как найти себя,
если искать где угодно, только не в себе самом?
Тот, кто где-то ищет свою собственную природу,
подобен шуту; который, потешая публику,
забывает, кто он такой, и рыщет везде
в поисках самого себя.
Падмасамбхава.Йога знания ума
Центральное положение среди триад занимает триада Основа, Путь и
Плод,*12 и теперь мы рассмотрим поочередно каждую из ее составляющих.
? Сущность
Основа ? Природа
? Энергия
Основа, по-тибетски жи, ? это термин, обозначающий фундамент бытия,
как на вселенском уровне, так и на уровне отдельного человека, причем
эти два уровня в сущности ? одно и то же: понять один значит понять
другой. Если вы постигли себя, вы постигли природу вселенной. Мы уже
упоминали об изначальном состоянии, которое человек переживает в
недвойственном созерцании, и именно в этом состоянии он обретает
переживание тождества с Основой. Это состояние называется Основой
потому, что оно существует изначально, оно чисто, самосовершенно и
никем не создано. Оно присутствует в каждом существе и не может быть
уничтожено, хотя его переживание утрачивается, когда существо впадает
в двойственность. Тогда оно временно затемняется взаимодействием
омрачающих страстей влечения и неприятия, которые возникают из
коренного неведения, присущего двойственному видению. Но не следует
делать из Основы объект, рассматривать ее как нечто существующее само
по себе ? это состояние бытия. В обычном человеке она скрыта, в
реализовавшем существе ? проявлена.
Не только в Дзогчене, но и в других Учениях считается, что со смертью
физического тела сознание не прекращается, а переселяется. Кармические
причины, накопленные в течение бесчисленных жизней, дают начало
следующим рождениям до тех пор, пока человек не достигнет реализации,
? тогда карма исчерпана, а перерождениям положен конец. Вопросу о том,
как и когда начались эти перерождения, не уделяется много места, ибо
считается более важным заниматься тем, что по-настоящему полезно для
прекращения страдания круговорота зависимого бытия, вместо того, чтобы
тратить драгоценное время на отвлеченные рассуждения о первопричине.
Во времена Будды среди