опять-таки не отличается от состояния Дзогчена, или
Ати-йоги, хотя метод его достижения другой.
Внешние, или низшие, тантры: Йога-тантра.
Это первый уровень пути преображения. Здесь себя представляют
божеством и начинают внутреннюю йогу, используя тонкую энергию
тела, что продолжается и на всех высших уровнях пути преображения.
Упайя-тантра (нейтральная или промежуточная тантра).
Здесь божество, или реализовавшее существо, представляют как нечто
внешнее по отношению к себе, хотя и равное, и применяют некоторые
методы внутренней йоги, а также внешние действия.
Крийя-тантра (тантра действия)
Это уровень пути очищения, и божество здесь визуализируют как внешнее
по отношению к самому себе. Используются внешние действия, чтобы
очиститься и обрести способность получить мудрость от реализовавшего
существа, а также подготовиться к работе с высшими уровнями тантры.
Сутра ? путь отречения:
Хинаяна и Махаяна нацелены на переживание шуньяты, или пустоты, ?
основного постулата и отправной точки Тантры. Постепенный путь
требует, чтобы продвижение вверх начиналось именно отсюда, Дзогчен
же начинает прямо с высшего уровня.
Буддийское учение утвердилось в Тибете в девятом веке н. э., в
первую очередь, благодаря великому учителю Падмасамбхаве, сумевшему
преодолеть сопротивление последователей местной шаманской традиции
Бон. Падмасамбхава, полностью реализовавшее существо, проявил
сверхъестественное рождение в стране Уддияна, где получил передачу
Дзогчена непосредственно от Гараба Дордже через чистое видение, а
также устную передачу от своих современников, потомков духовной линии
Гараба Дордже. Позднее он путешествовал по Индии, где получил все
тантрийские учения, которые проповедовались в то время, и в
совершенстве овладел ими. Он обрел способность принимать любой облик
по своей воле, а также другие сиддхи, или силы, возникающие в
результате преодоления двойственности. Так, когда его пригласили в
Тибет для дальнейшего распространения буддийского учения, он с помощью
своих высших способностей смог преодолеть препятствия в виде
вредоносных энергий.
В каждой местности есть властвующая над ней энергия, а бонские шаманы
обладали способностью концентрировать различные господствующие энергии
Тибета. Они применяли эту силу, чтобы воспрепятствовать укоренению
здесь буддизма. Падмасамбхава проявлял себя в разном облике, чтобы
самому получить власть над господствующими местными энергиями и
заставить их защищать учение Будды, в результате чего они стали
охранителями Учения.
Однако, поскольку Падмасамбхава был свободен от любых ограничений,
он не считал необходимым отвергать то, что было ценным в местных
традициях Тибета, а, напротив, создал условия, при которых буддизм
смог объединиться с местной культурой, с ее глубоко разработанными
системами космологии, астрономии, ритуалов и медицины, подобно тому,
как Будда Шакьямуни, проповедуя в рамках индийской культуры своего
времени, использовал ее как основу для передачи того, что по своей
природе выше пределов какой бы то ни было культуры. Таким образом,
благодаря авторитету и активной деятельности Падмасамбхавы
осуществилось то великое слияние духовных традиций Уддияны, Индии и
местных бонских истоков, которое известно нам теперь как тибетская
форма буддизма.
Первые ученики Падмасамбхавы не считали себя ни школой, ни сектой. Они
просто практиковали тантрийский буддизм и Дзогчен.*8 Но позднее, когда
от индийских учителей Тантры из Индии в Тибет пришли другие буддийские
традиции и либо оформилось как школы, прежние последователи Падмасамбхавы
стали называться нингмапа ? древние, или древняя школа.
Однако не следует ошибочно считать учение Дзогчен некой самостоятельной
школой или сектой или же относить его к какой-либо школе или секте.
Под словом Дзогчен всегда подразумевается изначальное состояние. И,
хотя линия передачи этого состояния от Учителя к ученику действительно
существует, членов этой линии ? а все они практики Дзогчена ? можно
обнаружить, как тогда, так и ныне, во всех школах тибетского буддизма,
равно как и среди практикующих Бон или среди тех, кто вообще не
принадлежит ни к какой школе.
Несколько примеров помогут уяснить это. Мой учитель Чангчуб Дордже не
имел никаких ограничений и не принадлежал ни к какой школе. С одной
стороны, он получил передачу от своего главного учителя Нягла Падма
Дуддула, а с другой ? передачу и наставления по Дзогчену от бонского
учителя Дзогчена. Учение Дзогчен существовало в